«Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»

Э.Д, Гетманский

«Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»

Сергей Есенин был поэтом исключительной лирической силы. Поэтесса Римма Казакова писала: «В своём роде он превосходен. Пел как птица, во все лёгкие, и его не хочется анализировать, а хочется приникать к нему, как приникают в лесу к ручью, когда хотят напиться. После Есенина нельзя писать стихи выспренне, бездушно, притворяться, что ты лучше, чем есть на самом деле. Его поэзия не даёт нам сфальшивить, как камертон — хору, задаёт тон искренности, любви к человеку, к родине. В его стихах свежо, вкусно, волнующе до слёз звучит наш богатый, великолепный язык, наша гордость и радость». Владимирский график В.Г.Леонов в 1978 году в технике ксилографии (гравюры на дереве) выполнил экслибрис для юных жителей подмосковной Черноголовки братьев Валеры и Миши Меркуловых. Эта графическая миниатюра украсила книжки юных книгочеев. На этой гравюре изображены два мальчика на цветущем лугу, которые читают книгу с надписью на обложке «Есенин». Есенинские стихи часто звучат в семье Меркуловых, их отец В.В.Меркулов — известный библиофил, коллекционер есенинских экслибрисов, которая ныне насчитывает около 1500 книжных знаков. Художник М.А.Меринов живёт в далёком городе Анадырь Магаданской области. Он выгравировал в 1980 году на линолеуме книжный знак «Есениниана Г.Игнатова». На этой графической миниатюре изображены две лошади на водопое на фоне лунной дорожки. В качестве сюжета этого экслибриса художник  взял строки Сергея Есенина из своей автобиографии от 20 июня 1924 года «В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Сергей Есенин, стоящий у ствола берёзы, изображён на книжном знаке киевского графика Г.А.Сергеева. Эта линогравюра, датированная 1994 годом, украсила книги домашней библиотеки юриста из донецкого города Макеевки Н.И.Федосеенко. Г.А.Сергеев — один из лучших украинских графиков, он активно работает в искусстве малой графики, но предлагаемый вниманию читателей книжный знак первый и пока единственный в его экслибрисном творчестве. В офортной технике выполнила графическую миниатюру «Ex libris Ю.А.П.» московский график Ю.А.Фёдорова. Этот книжный знак предназначался для личной библиотеки московского поэта Ю.А.Паркаева, на нём художник изобразил бегущего жеребёнка на фоне поезда. В основу книжного знака лег эпизод, описанный Есениным в письме к Е.И.Лившиц от 11-12 августа 1920 г.: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы, скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…». Есенин об увиденном напишет  в третьей главке стихотворения «Сорокоуст»:

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.

Также бегущий жеребёнок на фоне паровоза изображён на книжном знаке черниговского художника В.Ф.Леоненко «Есениниана В.И.Ремнева». Эта линогравюра, выполненная в 1987 году, украшала книги домашней библиотеки рязанского инженера В.И.Ремнева. Экслибрисная Есениниана художника В.Ф.Леоненко  весьма обширна, она включает в себя десятки графических миниатюр для многих библиофилов бывшего Советского Союза. Книги из библиотеки  В.И.Ремнева украшает и другой есенинский книжный знак, его автор — художник из подмосковной Черноголовки Л.Н.Распопов. На этом рисованном в 1997 году экслибрисе  дан портрет Сергея Есенина на фоне книги «Историческая повесть о походе на половцев… Игоря Святославовича» (Москва, 1800), памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге и памятника Салавату Юлаеву в Уфе. В композицию книжного знака включена есенинская книга «Песнь о великом походе», из которой на память приходят строки:

Ой, суров наш царь,
Алексеич Петр.
Он в единый дух
Ведро пива пьет.
Курит — дым идет
На три сажени,
Во немецких одеждах
Разнаряженный.
Возговорит наш царь
Алексеич Петр:
«Подойди ко мне,
Дорогой Лефорт.
Мастер славный ты:
В Амстердаме был.
Русский царь тебе,
Как батрак, служил.
Он учился там,
Как топор держать.
Ты езжай-кось, мастер,
В Амстердам опять.
Передай ты всем
От Петра поклон.
Да скажи, что сейчас
В страшной доле он.
В страшной доле я
За родную Русь…
Скоро смерть придет,
Помирать боюсь.
Помирать боюсь,
Да и жить не рад:
Кто ж теперь блюсти
Будет Питер-град?

Рязанский художник В.Н.Шестопалов нарисовал в 1972 году автоэкслибрис, где на страницах стилизованной книги дал портрет Сергея Есенина на фоне лиры и Рязанского государственного областного театра драмы — одного из старейших провинциальных театров России. Театр в Рязани под названием «Оперный дом» основан в 1787 году при содействии поэта Гавриила Державина. В первой половине XIX века театр играл заметную роль в культурной жизни Рязани. Он считался одним из передовых театров России, о чём, например, свидетельствует то, что премьера комедии «Ревизор» Николая Гоголя состоялась здесь, как и в Санкт-Петербурге, в 1836 году. До 1961 года театр размещался в здании на Соборной площади, построенном в 1862 году специально для Рязанского театра по проекту архитектора Н.И.Воронихина. Современное здание театра построено в 1961 году. В Рязанском театре драмы начинали творческий путь Пров Садовский, Михаил Тарханов, Эраст Гарин, Анатолий Эфрос, писатель Владимир Гиляровский. В XIX веке на сцене Рязанского театра неоднократно гастролировали Павел Орленев, Мария Ермолова, Александра Яблочкина, Александр Южин. В 1960-1970-е годы в спектаклях театра принимали участие народные артисты СССР  Алексей Грибов, Татьяна Пельтцер, Николай Черкасов, Элина Быстрицкая, Иннокентий Смоктуновский. Основу репертуара Рязанского театра составляет русская и мировая классика. В 1970 году красивый книжный знак выгравировал на дереве московский график В.А.Фролов. Предназначался он для домашней библиотеки инженера из Москвы Н.Н.Лебедева. На этой графической миниатюре изображена девушка с письмом в руке, рядом собака-почтальон. Этот сюжет не случаен, он навеян строками из есенинского стихотворения «Сукин сын» (1924):

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Художник из Екатеринбурга Р.В.Копылов создал обширную и талантливую экслибрисную Есениниану. На одном из его экслибрисов «Есениниана З.Ульмана», выполненного в гравюре на оргстекле в  1975 году изображена русская гармонь на фоне месяца в окне. Есенин очень любил русскую песню. Он знал и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Может, потому вся поэзия С.Есенина так мелодична, музыкальна. Любил он как народ играет на русской гармони, она  всегда была в моде в российской деревне. Без нее не проходила ни одна свадьба, под звуки гармони девушки провожали своих суженых в армию. Любил играть на гармошке и петь частушки Сергей Есенин: его музыкальным инструментом чаще всего была так называемая трехрядка. На большой эстраде, в литературных салонах, в квартире С.М.Городецкого, в дружеском кругу не расставался Есенин с гармонью, которая, несомненно, напоминала ему оставленный дом, сельские посиделки, зажигательные пляски и плавные хороводы, удалое озорство и простоту общения. Милое, тихое, привычное и родное слышалось ему в наигрышах гармошки, которая действительно стала героиней его стихов. Гармонь была для него своеобразной визитной карточкой. Наличие гармони подчеркивало его неразрывную связь с народом, которую он не утратил до конца своих дней. Этот книжный знак московского журналиста З.И.Ульмана напоминает о стихотворении семнадцатилетнего Сергея Есенина «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха»:

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.

На другом экслибрисе Р.В.Копылова «Есениниана Эдуарда Гетманского» изображена ветвь рябины. Сюжетом этого знака послужили есенинские строки из стихотворения «Отговорила роща золотая…»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Книги домашней библиотеки омского юриста И.А.Синеокого украшает книжный знак киевского графика К.К.Козловского. На этой ксилографии, датированной 1972 годом, художник изобразил человека, идущего при лунном свете по лесной заснеженной дороге. Другой киевский график А.С.Мистецкий оставил глубокий след в экслибрисной есениниане, его графические миниатюры, выполненные в гравюре на линолеуме, разнообразны и неповторимы, здесь можно увидеть и иконографические (портретные) и  сюжетные работы по есенинской тематике. Один их таких книжных знаков художник подарил рязанскому экономисту В.И.Селиванову. На нём виден есенинский портрет на фоне раскрытой книги, берёзовых листьев и юбилейной даты «1895-1975». Тульский художник  В.Н.Чекарьков  выполнил в 1988 году иконографический экслибрис для домашней библиотеки историка заслуженного учителя школы РСФСР Нины Владимировны Толстой. На нём дан портрет С.Есенина. Перед нами не тот золотоволосый юноша, каким он пришёл в русскую поэзию, а человек, многое переживший и понявший. Глаза смотрят прямо на нас — внимательно, вдумчиво, грустно и мудро. Об этом периоде своей жизни, поэт написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу»:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

 Интересен экслибрис ленинградского художника Н.Г.Стрижака для латвийский литературоведа, доктор филологии, профессор Даугавпилсского университета. Э.Б.Мекша. Он успешно работал над есенинской темой, является автором книг — «Есенин на латышском языке (1920-1930-е годы)», «Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина», «Сергей Есенин в контексте русской литературы», «Русская новокрестьянская поэзия». На  экслибрисе «Есениниана Э.Б.Мекша», нарисованного Стрижаком в 1990 году виден силуэтный портрет Сергея Есенина, в зеркале отражение поэта. Сюжетной канвой этого экслибриса послужило одно из самых загадочных неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведение поэта «Чёрный человек»:

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…

Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия и разобраться в изменениях социальной жизни.

esen901   esen902   esen903   esen904

esen905   esen908

esen906   esen907   esen909   esen910

esen911   esen912   esen913

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий