Э.Д. Гетманский
«Но вы мне по-прежнему милы,
как Родина и как весна»
Память Сергея Есенина увековечена в ряде мест, связанных с его жизнью и литературной работой. На есенинских книжных знаках чаше всего встречаются сюжеты, связанные с рязанским селом Константиново, где 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года родился поэт. Константиново расположено на высоком правом берегу реки Оки в 50 км от Рязани, это необычайно красивый край, увидев этот берег Оки, сразу понимаешь, почему Есенин писал именно такие гениальные стихи. Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Вспоминая о доме, где он родился, Есенин писал в стихотворении «Мой путь» (1925):
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
В 1910 году на месте обветшалого дома отец построил дом меньших размеров, с ним-то и ассоциируется есенинский поэтический образ «золотой бревенчатой избы». В 1971 году серпуховской художник А.И.Ванеев нарисовал экслибрис для домашней библиотеки заслуженного учителя Мордовской АССР, организатора общественного музея Есенина в Саранске А.А.Котлова, на нём дан портрет Сергея Есенина на фоне родительского дома и Казанской церкви в Константиново. Церковь Казанской иконы Божией Матери находится центре села, неподалёку от дома Есениных, на берегу Оки. Первое упоминание о храме с таким же наименованием относится к 1619 году. В 1779 году на средства владельца Константинова князя Александра Михайловича Голицына был возведён по проекту архитектора И.Е.Старова Казанский каменный храм с приделом мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В дальнейшем все константиновские землевладельцы следили за состоянием храма и стремились вовремя обновлять его и украшать.
В этой церкви и был крещён Сергей Есенин. В 1922 году под видом необходимости оказания помощи голодающим Поволжья из храма изъяли церковную утварь. В 1924 году были сняты шпили с серебряными крестами. Окончательно Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Вместо крестов на колокольне был водружен красный флаг, колокола сброшены, окна выбиты, внутри всё разграблено и уничтожено. В церкви был размещен склад для хранения зерна, а на его территории — хозяйственные постройки. В 1990 году по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузьминское, Аксеново и Рязанской Епархии Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в ней было совершено первое богослужение. Есенин упоминает о Церкви Казанской Иконы Божьей Матери в Константиново в стихотворении «Возвращение на родину» (1 июня 1924):
Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.
На другом ванеевском знаке «Ex libris В.И.Епишина» художник помимо портрета поэта и его родительского дома показал грузовик ГАЗ-51 с книгами «С.Есенин», «Хоккей», «ЖЗЛ» в его кузове. На этой графической миниатюре автор подчеркнул круг интересов знаковладельца — рязанского автоинженера Епишина. Художник В.Т.Кеменов из города Асино Томской области выгравировал на пластике экслибрис для коллекционера из подмосковной Черноголовки В.В.Меркулова (1996), на нём также изображён Есенин на фоне Дома-музея поэта в селе Константиново. Подобные сюжеты можно встретить на графических миниатюрах киевского ксилографа К.С.Козловского для преподавателя музыки из белорусского города Барановичи В.К.Поликарпова (1966); И.В.Кескевича из города Каменск-Уральский для своего земляка, работника книготорга Д.Н.Черных (1973); художника Н.И.Лапшина (Москва) для младшей сестры поэта А.А.Есениной (1965) — одного из основных организаторов Государственного музея-заповедника С.А.Есенина в селе Константиново, автора книги воспоминаний о Сергее Есенине; киевского художника А.С.Мистецкого для личных собраний кандидата филологических наук, организатора музея С.Есенина в Ташкенте С.И.Зинина, московского журналиста П.С.Краснова, инженера из Житомира К.И.Васина, преподавателя музыки из города Черкассы Е.Б.Сергеевой, одесского библиотекаря Т.Г.Кузнецовой, житомирского инженера Н.П.Лыковой, рязанского экономиста В.И.Селиванова; черниговского графика В.Ф.Леоненко в 1995 году подарившего экслибрис юристу из Макеевки (Донецкая область) Н.И.Федосеенко; московского графика М.Ю.Панова нарисовавшего графическую миниатюру для московского работника книготорга В.Н.Алексеева; камышинского графика Е.Г.Синилова, который выгравировал на линолеуме экслибрис для преподавателя музыки из Липецка В.М.Некрасова (1973); А.С.Чернова из Тамбова выполнившего экслибрис в гравюре на дереве для библиотеки тамбовского искусствоведа И.И.Алпацкого; липецкого художника Я.Н.Соколова, который в автоэкслибрисе (1985) показал Есенина на фоне родительского дома, на графической миниатюре приведены есенинские строки из стихотворения «Возвращение на родину» (1 июня 1924):
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Интересен экслибрис киевского графика А.С.Мистецкого для томского инженера Е.Г.Игнатовой, на нём изображено здание Константиновского земского четырёхгодичного училища, куда в сентябре 1904 года Сережа Есенин поступил учиться. Не всё гладко здесь складывалось для будущего поэта. Отличника Есенина считали «белой вороной», у него не было практически друзей, ему часто доставалось от одноклассников. Возможно, поэтому в стихах Есенина так часто возникает образ забияки и хулигана, как несбывшаяся мечта детства. Училище Есенин закончил с похвальным листом. В том же 1981 году А.С.Мистецкий выгравировал на линолеуме книжный знак для библиотеки одесского библиотекаря Т.Г.Кузнецовой, на нём изображено здание школы в Спас-Клепиках, где учился Сергей Есенин. Есенину шел четырнадцатый год, когда он окончил Константиновское земское училище. Встал вопрос о дальнейшей его учёбе. Родители желали, чтобы он продолжил обучение. Недалеко от Константинова находилась Спас-Клепиковская второклассная церковно-учительская школа. Туда-то и решено было на семейном совете направить Серёжу Есенина. Расположенное на берегу реки Пра старинное торговое село Спас-Клепики со всех сторон окружали знаменитые мещерские леса с непроходимыми завалами, топями и лесными озерами. Двухэтажное каменное здание школы стояло на самом краю села. Сюда осенью 1909 года приехал Есенин. Выдержав вступительный экзамен, Есенин был зачислен в школу. Жизнь в интернате была непростой, Есенин не ладил с однокашниками и даже сбежал сперва обратно к бабушке с дедом, пешком через мещеру, правда вернулся и закончил школу. В школе обучали игре на музыкальных инструментах, читали художественную литературу. В мае 1912 года Есенин заканчивает школу, получив свидетельство о присвоении «звания учителя школы грамоты».
На этом обучение молодого поэта заканчивается, и в июле этого же года Есенин отправляется в Москву, где и начинается его «жизнь известного поэта». В огромной Есениниане А.С.Мистецкого, есть и другие графические миниатюры, посвящённые различным этапам жизни Сергея Есенина. Так в 1972 году он выполнил экслибрис для домашней библиотеки В.В.Меркулова, на нём Сергей Есенин изображён в военной форме на фоне санитарного поезда, в котором он служил санитаром. 25 марта 1916 года Есенин был мобилизован на военную службу. Новобранцу светит запасной полк, который готовится к отправке на фронт. Вот тут и обеспокоились его друзья — поэты Сергей Городецкий и Николай Клюев, они вышли на адъютанта императрицы полковника Дмитрия Ломана. И благодаря ему и, видимо, самой Александре Федоровне, Есенин становится санитаром полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143, который привозил с фронта раненых в госпитали Петрограда и Царского Села. Вскоре Есенин был прикомандирован к Царскосельскому лазарету № 17 и канцелярии по постройке Федоровского собора. Федоровский собор строился с 1909 года по проекту архитектора В.А.Покровского для царской семьи, придворных и офицеров полка, охранявших Александровский дворец, где в эти годы жил последний российский император и его семья. В этом дворце в 1917 году Николай II был арестован. В свободное от службы время Есенин много писал. Под непосредственным впечатлением от службы в лазарете Есенин создал стихотворение «В багровом зареве…» (1916).
Это единственное его произведение, связанное с пребыванием в Царском Селе, проникнуто глубоким сочувствием к раненым, искалеченным на войне:
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых Царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают Царственные руки.
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света.
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что Им сжимает грудь.
Все ближе тянет Их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
Похожий по тематике автоэкслибрис нарисовал тульский художник Ю.Г.Рогожин (1995), на нём поэт изображён в военной форме на фоне санитарного поезда, самовара и тульского пряника, надпись на знаке гласит «Тула, 1987 г.». Киевский график А.А.Бабкова выгравировала на линолеуме экслибрис для московского журналиста Н.П.Стора, на книжном знаке изображена церковь Святого Давида на склоне Мтацминда в Тифлисе. Н.П.Стороженко (Стор) в 1924 году работал в тифлисской газете «Заря Востока». Познакомился и встречался с Есениным осенью 1924 — зимой 1925 годов. Н.П.Стор был очевидцем сочинения Есениным шуточных частушек о сотрудниках редакции газеты «Заря Востока», напечатанных в сборнике «Тысяча зевков», посвященном 1000 номеру газеты (вышел 11 октября 1925 года). 18 октября 1924 года С.Есенин на второй странице книги «Голубень» М., МТАХС, [1920] написал: «т. Стору. В знак приязни и уважении», а на третьей странице книги «Преображение» М., МТАХС, [1918] — «т. Стору на память о Тифлисе, всадниках и прочем». В декабре 1924 года во время поездки в Батуми Стор сфотографировался с Есениным и его друзьями Н.Вержбицким, Л.Повицким и М.Тарасенко на берегу Черного моря. Он собирал материалы о творчестве С.Есенина, хранил рукописи некоторых его стихотворений, статей, записок. По просьбе С.А.Толстой-Есениной Стор написал воспоминания. Гора Мтацминда («Святая гора», от грузинского «мта» — гора и «цминда» — святая») является одним из отрогов Триалетского хребта и огораживает город с запада. Ее высота 770 метров. По преданию здесь располагалась келья одного из 13 Сирийских Отцов (святых сирийских подвижников, основателей грузинского монашества в середине VI века) Св. Давида Гареджийского.
В IX веке здесь была построена церковь, на месте которой в 1542 году братья Николай и Давит Габашвили построили монастырь Св. Давида. В начале XIX века (1809 год) разрушающуюся церковь реконструировали и началось формирование нынешнего облика горы. Именно здесь, в гроте возле церкви в 1829 году с почестями будет похоронен посол России в Персии Александр Грибоедов. В 1924 году Есенин со Стором и группой грузинских литераторов посетили церковь святого Давида. Пребыванию Есенина в Тифлисе посвящён экслибрис симферопольской художницы А.А.Слудской для московского журналиста П.С.Краснова (1983), на нём дан фрагмент церкви Святого Давида на горе Мтацминда в Тбилиси. У входа в грот, где похоронен А.С.Грибоедов изображена женщина с зурной в руках. На знаке приведены строки из есенинского стихотворения «На Кавказе» (сентябрь 1924):
«И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари…!»
Тульский художник Н.С.Карасёв в 1991 году выполнил книжный знак для музея С.Есенина в Туле, на гравюре, выполненной на пластике, изображён этот музей. В 1918 году друг и компаньон Есенина по издательским делам Л.О.Повицкий увёз Есенина из голодной Москвы к своему брату Борису в Тулу, где продовольственное положение было более благополучно. Несколько недель прожили они в сытой и спокойной обстановке. Б.О.Повицкий был техническим руководителем тульского пивного завода «Унион». К сожалению, Л.О.Повицкий в своих воспоминаниях не пишет, где именно в Туле находился дом его брата, гостеприимно приютивший поэта и его друзей. Тульский краевед Б.К.Тебиев выяснил, где жил Есенин. Он нашел в государственном архиве Тульской области «Дело об учреждении в Туле торгового дома под фирмою Тульский пивоваренный завод «Унион», датированное концом 1917 года. Одним из совладельцев завода был Б.О.Повицкий. Если же говорить точнее, завод принадлежал компаньону Повицкого бывшему купцу 1-й гильдии И.З.Шнейдерману. Это дело позволило уточнить тульский адрес Есенина. Завод «Унион», при котором жил Б.О.Повицкий, размещался в Туле на Ново-Павшинской улице, в доме № 40/46. Этот дом цел. Номер его сохранился. Только улица Ново-Павшинская теперь носит название улица Коминтерна. О том, что Есенин был в это время в Туле, свидетельствует фотография в изданном в 2000 году в Москве двухтомнике С.А.Клычкова «Собрание сочинений». На фотографии — «Сергей Есенин и Сергей Клычков», под ней напечатано «Тула, 1918».
Сегодня дом, где жил Есенин, принадлежит заводу точного машиностроения. Одно время предполагалось, что на месте этого здания будет построен очередной корпус «Точмаша». Общество охраны памятников истории и культуры, тульское отделение Советского фонда культуры, писательская организация отстояли дом. На доме по улице Коминтерна № 40 в память о пребывании Есенина в этом доме укреплена мемориальная доска.
Тульский краевед В.В.Пилипенко путем сопоставления некоторых фактов и документов сделал интересное предположение, что С.А.Есенин бывал в городе оружейников не только в 1918 году, но и неоднократно в начале 1920-х годов. Не исключено, что в Туле, на оружейном заводе, работали его родственники и земляки, выходцы из села Константиново. Но и это не всё. Оказывается, Есенин впервые посетил Тулу 11 июня 1916 года, когда на станцию Тула прибыл Царскосельский имени Ее императорского величества военно-санитарный поезд за № 143. в составе команды санитаров в вагоне № 6 был рядовой Есенин Сергей Александрович. Известно, что «на станции Тула издается приказ № 163 по поезду № 143. Он обязывает всех служащих поезда (т.е. и Есенина) к присутствию в 5 час. дня в вагоне-столовой на всенощной, а на следующий день в 6 час. 30 мин. утра — на Божественной литургии». Поезд пробыл в Туле почти сутки, всё это время Есенин-санитар, уже к тому времени известный поэт, мог быть в поле зрения жителей Тулы. Сочинский график М.А.Паньков в 1976 году нарисовал экслибрис для библиотеки библиофила и коллекционера из города Асино Томской области Г.И.Игнатова. Книжный знак посвящён посещению Есениным города Батуми. На этой графической миниатюре художник изобразил мемориальную доску с надписью на русском и грузинском языках «В этом доме жил и работал Сергей Есенин. декабрь 1924 г. — январь 1925 г.». В композицию знака включён домик на Вознесенской улице 9, где с декабря 1924 года по февраль 1925 года жил и работал С.Есенин. В начале декабря (7 или 8) 1924 года Есенин вместе с Н.К.Вержбицким и К.А.Соколовым приехал из Тифлиса в Батуми. Н.К.Вержбицкий вспоминал: «Есенин простудился, стал сильно кашлять и пресерьёзнейшим образом уверял меня, что у него горловая чахотка и он скоро умрет. Наш номер в гостинице был двухкомнатный: окна одной комнаты выходили на улицу, а во второй окон не было, и она служила нам спальней. В этой темной спальне хрипел и метался на кровати больной Есенин… Врач ничего не обнаружил, кроме легкой ангины».
Поездки Есенина на Кавказ в 1924-1925 годах стали весьма плодотворным временем в жизни Есенина. Есенин выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Был написан цикл стихотворений «Персидские мотивы», стихи из сборников «Русь Советская», «Страна Советская», поэмы «Анна Снегина», «Цветы» и др. Батуми посвящены есенинские строки:
Корабли плывут
В Константинополь.
Поезда уходят на Москву.
От людского шума ль
Иль от скопа ль
Каждый день я чувствую
Тоску.
Далеко я,
Далеко заброшен,
Даже ближе
Кажется луна.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна.
Грузинский художник В.Л.Цилосани в 1968 году нарисовал книжный знак для В.К.Поликарпова, на нём показан фрагмент дома № 15 по Коджорской улице в городе Тбилиси, где в 1924 году жил Сергей Есенин. Дом этот и ныне сохранился в Тбилиси, правда уже изрядно обветшал, но смотрится крепко и надёжно. Дом украшает мемориальная доска с надписью на грузинском и русском: «В этом доме в 1924-1925 годах жил выдающийся русский поэт Сергей Есенин». Находился он здесь зимой, с декабря по февраль. Г.Ф.Маркин из Ростова-на-Дону нарисовал в 1982 году книжный знак для библиотеки ростовского инженера И.В.Вербицкого, на нём Есенин изображён на балконе ростовского кинотеатра «Колизей» (впоследствии «Буревестник»). В Ростов Есенин приехал в июле 1920 года вместе А.Б.Мариенгофом и Г.Р.Колобовым. Цель приезда — пропаганда советской поэзии по заданию наркома А.В.Луначарского. Всего Есенин в Ростове был четыре раза. Дважды выступал со стихами, дважды посетил проездом. Документально подтверждены места пребывания в донской столице: это железнодорожный вокзал, где в спецвагоне он провел с друзьями почти две недели, ул. Социалистическая (Никольская), 50, дом, где сейчас кафе «Ёлки-палки», Садовая, 104, где размещается книжный магазин «Пропагандист». И, конечно, бывший кинотеатр «Буревестник», на стене этого здания теперь есть мемориальная доска.
В 1968 году красноярская художница Т.А.Волонцевич нарисовала двухцветный экслибрис для красноярского лаборанта М.Э.Тихомировой (1968), на нём дан план петербургских улиц с нанесением места расположения гостиницы «Англетер. В композицию знака включено разбитое зеркало, трость, цифра «5» гостиничного номера, где остановился поэт, Исаакиевский собор, а также последние есенинские строки: «До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди». Здание гостиницы «Англетер» построено в начале XIX века (архитектор неизвестен), в 1845-1846 годах перестроено по проекту архитектора А.Робена. Здание использовалось как доходный дом (доходный дом С.Поггенполя). С 1876 года переоборудовано под гостиницу. 28 декабря 1925 года в номере 5 гостиницы «Англетер» был найден мёртвым поэт Сергей Есенин. Здесь было написано его последнее стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Названия гостиницы неоднократно менялись: поначалу Шмидт-Англия (по фамилии владелицы Терезы Шмидт), затем — просто «Англия», с 1911 года по 1919 год — «Англетер», с 1919 года по год 1925 — «Интернационал», с 1925 года по 1948 год — «Англетер», с 1948 года — «Ленинградская». До 1924 года в этом здании размещалась английская миссия. В 1987 году гостиница была полностью разобрана и к 1991 году отстроена вновь с сохранением внешнего облика.
Среди многих экслибрисов М.А.Панькова по есенинской теме есть графическая миниатюра «Книга Юрия Васильева» (1970), на которой Сергей Есенин изображён на фоне Ростральной колонны у здания бывшей Биржи в Санкт-Петербурге. Композицию знака дополняет роза, раскрытые книги и факсимиле «С. Есенин». Странно, но факт графических миниатюр с портретом поэта на фоне архитектурных и скульптурных памятников Петрограда-Ленинграда мало, буквально единицы. Чаще всего художники изображают поэта на фоне памятника А.С.Пушкину на площади Искусств работы скульптора М.К.Аникушина (1957). В экслибрисе А.С.Мистецкого «Есениниана В.Селиванова» (1981) изображён бывший дом Л.Кашиной, надпись на знаке гласит «Мемориальный музей Есенина». Лидия Ивановна Кашина (1886-1937) была выпускницей Александровского института благородных девиц, соответственно была хорошо образована, любила литературу, а потому, прослышав, что в ее селе живет прославленный поэт, пригласила его к себе в дом. Их первая встреча состоялась в июле 1915 года. Дружили они и после революции. К тому времени Константиновская усадьба отошла государству, и Есенин навещал Лидию Ивановну на ее московской квартире в Скатертном переулке, дом 20.
Роман с Кашиной был действительно бурным, ей он посвятил стихотворение «Зеленая прическа…» (1918):
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Стихотворение заканчивалось такими строками:
И так, вздохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
К сожалению, Кашина не записала о Есенине никаких воспоминаний. Но в жизни великого поэта эта незаурядная женщина оставила ярчайший след в образе «девушки в белой накидке». Любовь Есенина и Кашиной завершились ничем, но эти потаённые чувства поэт изящно преобразовал в лирическую поэму «Анна Снегина» — лучшую поэму Есенина. Анне Снегиной посвящён знак «Есениниана Игнатова Г.И» (1980) симферопольского художника В.А.Мицука, на нём изображена Анна Снегина на фоне барского дома и начертаны есенинские строки:
«Но вы мне по-прежнему милы,
Как Родина и как весна»
Ленинградский художник Н.Г.Стрижак в 1989 году нарисовал экслибрис для библиотеки инженера-строителя, автора книг о Сергее Есенине Л.Ф.Карохина. На нём дан портрет поэта (по рисунку художника В.Юнгера) на фоне зала Лассаля (бывшей городской Думы) на Невском проспекте, дом 33, где 14 апреля 1924 года состоялось выступление Сергея Есенина. В.А.Юнгер (1882-1918) — юрист по образованию, прекрасно рисовал. С.Есенин и В.Юнгер познакомились в Петрограде. 7 октября 1915 года. С.Есенин и Н.Клюев пришли в гости к В.Юнгеру, жившего в Петрограде на ул. Алексеевской, д. 10, кв. 17. Хозяин сделал первые с них портретные зарисовки. В карандашном портрете Есенина, автор достиг максимального портретного сходства, того, что было присуще молодому поэту — кудрявые волосы, вопрошающий и доверчивый взгляд, печальная складка губ. Это самый ранний портрет Есенина, он был выполнен оранжевым карандашом на плотном листе картона. Увидев рисунок В.Юнгера в 1960 году, Анна Ахматова сказала: «Именно таким приезжал Есенин ко мне в Царское Село в рождественские дни 1915 года. Немного застенчивый, беленький, кудрявый, голубоглазый и донельзя наивный… Володя Юнгер удивительно точно передал выражение его глаз. Да, таким я его видела в первый раз». Личность Есенина, его вдохновенный, свежий, щедрый и разносторонний талант привлекали многие поколения представителей искусства, в том числе и мастеров малой графики. Нам ещё предстоит увидеть новые талантливые работы, посвящённые светлой памяти Сергея Александровича Есенина. Жизнь народного поэта Есенина в искусстве книжного знака продолжается. Но в связи с тем, что в постсоветский период интерес к печатной книг падает, а следовательно падает интерес к экслибрису в целом. Но есенинский книжный знак находится на плаву, появляются новые есенинские миниатюры. И в этом огромную роль играют тульские графики В.Н.Чекарьков и Н.В.Клочков, ими с 1991 года создано более 100 графических миниатюр с портретом С.А.Есенина. В Туле вышла в свет двухтомная монография историка экслибриса, коллекционера книжных знаков Эдуарда Гетманского «Поэтическое сердце России» в которой показаны 431 экслибрис 150 отечественных графиков.