«Прощай, моя голубка, до новых журавлей»

Э.Д. Гетманский

«Прощай, моя голубка, до новых журавлей»

«Как прекрасна Земля и на ней человек». Эти есенинские строки из его автобиографической поэмы «Анна Снегина» наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Жизнь, по Есенину — цветущий земной сад, и человек в этом саду — один из прекрасных его плодов. Россия была единственным местом на Земле, где он мог жить и творить, она была единственной любовью Есенина. Вне нее не было ничего — ни стихов, ни жизни, ни славы. В ней — все, без нее — ничего. Борис Пастернак писал о Есенине  — «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин… Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией». В коллекции отечественного есенинского книжного знака  много графических миниатюр посвященных святой любви Сергея Есенина к России.
Офортный экслибрис выполнил ленинградский художник Ф.Ф. Махонин для рязанского экономиста В.И.Селиванова. На нём изображена околица села на берегу реки и лошадь на водопое. В композицию книжного знака включены есенинские строки из стихотворения «Этой грусти теперь не рассыпать…»:

Это все, что зовем мы родиной,
Это все, отчего на ней
Пьют и плачут в одно с непогодиной,
Дожидаясь улыбчивых дней.

Это стихотворение написано в 1924 году. Тогда у поэта было крайне угнетённое и депрессивное состояние. Он предчувствовал скорую свою гибель и мысленно прощался со всем тем, что, что ему было дорого. Родные поля и леса уже не вызывали у поэта чувства умиления, он смотрит на них, испытывая лёгкую грусть, которую невозможно было «никому рассыпать смехом ранних лет». Поэт с горечью констатирует:

Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
Для меня было все тогда новым,
Много в сердце теснилось чувств,
А теперь даже нежное слово
Горьким плодом срывается с уст.

Причин, по которым в душе поэта происходят столь серьёзные изменения довольно много. Одна из них заключается в том, что поэту так и не удалось вписаться в этот новый мир, который он искренне хотел считать своим. В Москве Есенин чувствовал лишним и никому не нужным. Он испытывает сострадание к людям, которые живут тяжким крестьянским трудом. Поэтому он не осуждает тех людей, которые пьют от непреодолимой тоски. Себя он тоже не чувствует счастливым, так его душа навеки осталась среди русских полей и рек.     Сюжет книжного знака художника из якутского города Мирный А.И.Герасимова для работника лесной промышленности из Асино Томской области Г.И.Игнатова взят из «Чёрного человека» Сергея Есенина. На знаке изображёна фигура сидящего поэта с поникшей головой у разбитого зеркала, сквозь которое видна деревенская изба и берёза. Рядом с поэтом виден чёрный цилиндр. Замысел «Чёрного человека» возник у поэта во время его зарубежных поездок, где он чувствовал себя, будучи оторванным от своей любимой родины, чужим и ненужным. Отсюда и чёрная меланхолия, которая являлась причиной страшного вдохновения. Поэма была закончена накануне трагической гибели поэта, поэтому столь пугающе мрачный самоанализ и предчувствие своего близкого конца могли быть причиной столь депрессивной канвы произведения.
Драматическая развязка поражает своей неожиданностью:

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…

Из неё явствует, что чёрный цилиндр, который был надет на герое и разбитое зеркало говорят о том, что страшный разговор герой вёл с самим собой. Поэма «Чёрный человек» — откровенное признание в том, что Есенин кожей осознавал, что его конец близок. По сути дела последняя поэма Есенина явилась реквием поэта самому себе. Ташкентский художник Е.И.Владимиров нарисовал книжный знак для домашней библиотеки автора книги «Белорусская Есениниана» (1985) В.М.Фридмана. На этом экслибрисе художник нарисовал портрет молодого Серёжу Есенина с книгой в руке в лунную ночь, прислонившегося к стволу берёзы на фоне деревенской избы под соломенной крышей. Ныне В.М.Фридман, проживавший ранее в белорусском Гомеля, живёт в израильском городе Сдерот. Прост по композиции цветной экслибрис томского графика В.А.Марьина для врача космической медицины из Звёздного городка Московской области В.А.Кирьянова. На нём изображён С.А.Есенин на фоне берёз. Для книжного собрания симферопольского библиотекаря Г.И.Цапенко выполнил книжный знак в технике линогравюры её земляк художник В.И.Жерибор. На нём изображена женщина с книгой в руках, с надписью на обложке «Есенин», вдали за окном виден месяц и берёзовая ветка. «Ex libris Н.Енина» выполнил для домашней библиотеки рязанский художник С.А.Епифанов. На этой линогравюре для рязанского журналиста Н.П.Енина  изображена настольная лампа, освещающая раскрытую книгу, на которой написано «Есенин».

Харьковский график Н.С.Неймеш  подарил экслибрис своему коллеге по художественному цеху художнику А.С.Литвинову. Этот книжный знак по «ню» теме, на нём читается надпись «Есениниана» и приведена есенинская строка из стихотворения «Песня», написанного в 1925 году:

В темноте мне кажется — обнимаю милую

Это стихотворение Сергея Есенина интересно тем, что он написал к нему ещё и музыку. Это стихотворение отражает мир поэта, его постоянные сомнения в правильности пройденного им жизненного пути, его печаль о прошлом и надежды на будущее. Он сетует на то, что так глупо прошла его разухабистая кабацкая молодость. Об этом он пишет:

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени.
Как случилось-сталось, сам не понимаю.
Ночью жёсткую подушку к сердцу прижимаю.

Тульский график В.Н.Чекарьков выполнил книжный знак для тульского библиофила Г.М.Погребежского. На этом портретном есенинском экслибрисе приведены слова поэта, написанные в письме Г.А.Панфилову от 23 апреля 1913 года: «Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды». Сергей Есенин в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С.А.Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года, Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И.Д.Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко философское отделение в Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Григорий Панфилов — друг юности Сергея Есенина. Он учился старше классом Есенина в Спас-Клепиковской второклассной церковно учительской школе. Весь есенинский спас-клепиковский период и почти два последующих года юношей неразрывно связывает тесная и плодотворная для поэта дружба, об этом свидетельствуют как рассказы современников, так и сохранившиеся письменные источники: поистине бесценные для есениноведов письма Есенина другу, записные книжки последнего со стихами юного поэта, дарственные надписи. Гриша Панфилов прожил короткую жизнь, он умер в феврале 1914 года от туберкулеза.

Незадолго до смерти друга Есенин писал «Панфилов, светоч моей жизни, умирает от чахотки». В 1916 году Есенин напишет стихотворение «Весна на радость не похожа», которое позволит вернуться к тем дням, когда Сергей и Гриша были школярами, когда Есенин каждый вечер провожал Гришу, жившего в Спас-Клепиках, из школы домой:

Мы поклялись, что будем двое
И не расстанемся нигде.
Кадила темь, и вечер тощий
Свивался в огненной резьбе,
Я проводил тебя до рощи,
К твоей родительской избе.
И долго, долго в дреме зыбкой
Я оторвать не мог лица,
Когда ты с ласковой улыбкой
Махал мне шапкою с крыльца.

Кемеровский художник М.А.Паньков (в 1970-х годах переедет в Сочи) в 1966 году нарисовал экслибрис для библиотеки кемеровского инженера Б.Н.Труфакина. На нём изображена книга с портретом Сергея Есенина на фоне многоэтажного жилого дома. В композицию книжного знака включена надпись на книге «Сергей Есенин, 1965».  Иконографический экслибрис в гравюре на дереве выгравировал московский график Н.И.Калита для краеведа из посёлка Черноголовка Московской области В.В.Меркулова. В сюжете графической миниатюры дан портрет Сергея Есенина на фоне берёз. Второй книжный знак для В.В.Меркулова нарисовал художник А.Б.Заславский из Саратова, на нём дан портрет Сергея Есенина на фоне берёзовой рощи. Экслибрис датирован 1983 годом,. Художник из томского города Асино В.Т.Кеменов выгравировал экслибрис для домашней библиотеки рязанского инженера В.И.Ремнёва. На этой графической миниатюре художник дал портрет Сергея Есенина на фоне берёзы и падающих листьев.     Портретный книжный знак выполнил художник из украинского города Каменец Подольский С.П.Кукуруза, он предназначался для домашней библиотеки московского инженера Веры Пановой. На этой линогравюре дан портрет Сергея Есенина на фоне берёз.

Единственный экслибрис по есенинской теме нарисовал красноярский художник Б.А.Зубковский, предназначался он для жены художника, кандидата биологических наук И.Б.Зубковской. На нём  дан силуэтный портрет Сергея Есенина на фоне осеннего пейзажа. В композицию знака включены кленовые листья и текст «Красноярск». Есениниана киевского графика А.С.Мистецкого была одной из самых больших в Советском Союзе. Большинство его экслибрисов иконографические, выполнены в гравюре на линолеуме, многие из них выполнены в два цвета. Один из таких книжных знаков художник подарил московскому журналисту П.С.Краснову, на нём выгравирован портрет Сергея Есенина в обрамлении берёзовых листьев. В 1980 году художник Л.Н.Распопов нарисовал книжный знак для библиотеки научного сотрудника из Москвы Н.В.Бокарёвой. На этом экслибрисе изображена Л.И.Кашина, текст под её портретом гласит «Памяти Лидии Ивановны Кашиной». Женщины оказали на жизнь и творчество Сергея Есенина большое влияние. Одной из женщин Есенина была константиновская помещица Лидия Кашина. Роман у них был, Сергей любил Кашину, мать Есенина неоднократно выступала против их отношений. Особенно близко сошлись Есенин и Кашина летом 1917 года, когда Есенин приехал в родное село в конце мая и пробыл там до конца июля.

В память об их встречах Есенин 15 августа 1918 года написал стихотворение «Зелёная причёска…», которое посвятил Кашиной:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Стихотворение заканчивалось такими строками:

Прощай, моя голубка,
До новых журавлей.

После революции Л.И.Кашина в Константиново не приезжала. Это было невозможно. Через несколько месяцев после революции в шикарном доме Кашиной организовали амбулаторию, а усадебную конюшню, после некоторой переделки и ремонта отдали под клуб. Есенин был бесконечно рад, что ему удалось сохранить от разорения и уничтожения кашинский дом. С 1919 года Л.И.Кашина, чтобы прокормить своих детей, работала переводчицей в Управлении связи Красной Армии, с 1922 года была одним из первых профессиональных корректоров и литературных редакторов недавно основанной газеты «Труд», а с 1927 года работала машинисткой в объединении «Союзстанкоинструмент». В 1936 году арестовали мужа Кашиной, а на следующий год и её, вскоре она умерла от рака. Любовь Есенина и Кашиной завершилась ничем, но свои потаённые чувства поэт изящно преобразовал в самую лучшую свою лирическую поэму «Анна Снегина».Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации. Его стихам свойственна великая простота, они понятны любому читателю, они входят в душу, сливаясь с чувством любви к Родине.

esenin701   esenin702   esenin703

esenin704   esenin705   esenin707

esenin706   esenin708   esenin709

esenin710   esenin711   esenin712

esenin713   esenin714   esenin715   esenin716

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий