Бурцев Михаил Федорович

Современное гуманитарное знание развивается в условиях более высокого информационного уровня. Появляются издания, вводящие в общественный оборот сведения о персонах, жизнь и деятельность которых, независимо от времени, формирует провинциальную реальность. Это помогает провинциалам лучше понимать единство времени стабильность человеческих ценностей. Таким изданием являются «Материалы Белевских чтений», посвященных памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева и состоявшихся в ноябре 2000 г. Данная статья написана на их основе. Участники чтений так характеризовали М. Ф. Бурцева: священник; батюшка, очень любивший Веру Христову и служивший ей всей душой и богатым разумом; краевед; педагог, основоположник среднего образования в Белеве; литератор; разносторонний выдающийся деятель Тульской епархии.

М. Ф. Бурцев родился 8 июля 1842 г. в с. Барятине Богородицкого уезда Тульской губернии в семье священника Александро-Свирской церкви Федора Бурцева. Его мать звали Евдокией. В 1864 г. закончил Тульскую духовную семинарию. Это учебное заведение сыграло большую роль в развитии культуры Тульской губернии. Ее выпускниками были: историк, археограф и археолог И. П. Сахаров; известный в свое время поэт и переводчик Р. Т. Гонорский; один из первых профессоров Петербургского университета, преводчик, поэт Н. И. Бутырский; член Общества истории и древностей российских, Общества любителей российской словесности, автор ряда работ о Тульском крае А. Г. Глаголев. С 1865 г. по 1906 г. М. Ф. Бурцев — священник Воскресенской церкви г. Белева. Кроме того, более 20 лет он являлся благочинным белевских церквей, в 1867 — 1882 гг. — директором Белевской публичной библиотеки им. В. А. Жуковского. М. Ф. Бурцев был опытным педагогом, его приглашали преподавать Закон Божий и Священную историю в учебные заведения г. Белева.

Лучшие и самые сильные движения его души и интеллекта были связаны с просвещением, которое помогало человеку в его духовных и светских исканиях и делало жизнь более осмысленной. Инициатива М. Ф. Бурцева была главной в открытии в г. Белеве в 1900 г. епархиального женского училища (с единственной в губернии учебной географической площадкой); в открытии Ефремовского духовного училища; в строительстве в г. Белеве нового здания мужского духовного училища, двух церковно-приходских училищ для мальчиков и девочек; в капитальном ремонте Тульского епархиального женского училища. Когда в г. Белеве стараниями М. Ф. Бурцева появилась целая группа духовных учебных заведений, уездное земство в 1903 г. основало в городе реальное мужское училище, а в 1909 г. Министерство нардного просвещения открыло в г. Белеве классическую женскую гимназию.

М.Ф. Бурцев активно занимался историей Белевского края. Это была не простая любознательность образованного человека, реализованная в кабинетных исследованиях, а желание познать окружающее историческое пространство как цельное, чтобы помочь и землякам — современникам (получилось и потомкам) правильно в нем ориентироваться. Такое восприятие задач местного исторического исследования было свойственно другому протоиерею, который изучал историю Тульского края сто лет спустя и с таким же успехом — Р. Р. Лозинскому (1912-1994). Предметом исторических изысканий М. Ф. Бурцева была начальная история г. Белева. Отдавая предпочтение топонимике, М. Ф. Бурцев обозначил г. Белев как сторожевой и складочный пункт сбора дани, который построили хазары в сер. IX в. в земле своих данников — вятичей. Та же топонимика свидетельствовала об обстоятельствах похода киевского князя Святослава Игоревича в 964 г. в землю вятичей для освобождения их из-под хазарской власти. М. Ф. Бурцева волновали проблемы христианизации земли вятичей в районе верховья р.Оки. Он изучал миссионерскую деятельность в этих краях преподобного Кукши, монаха Киево-Печерского монастыря, принявшего мученическую смерть от язычников. В начале 1900-х гг. М. Ф. Бурцев прилагает немало усилий для того, чтобы восстановить память о Кукше среди жителей г. Белева. Этому посвящались ежегодные специальные церковные службы, крестные ходы, проповеди. По предложению и ходатайству М. Ф. Бурцева в 1888 г. преподобный белевский чудотворец Макарий Жабынский был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой. М. Ф. Бурцев в истории христианства особо ценил восстановление значения подвига святости.

В 60-70-е гг. XIX в. в русле деятельности Комитета по историко-статистическому описанию Тульской епархии М.Ф. Бурцев изучал историю приходских церквей г. Белева, работы о 9 из 12 церквей г. Белева были опубликованы им в «Тульских епархиальных ведомостях».

М.Ф. Бурцев собрал многочисленную уникальную археологическую коллекцию предметов каменного века. Многие находки он посылал в дар музеям и научным обществам. В 1889-1895 гг. по заданию Московского археологического общества он провел разведки в г. Белеве и по берегам рек Малой Вырки и Лютинки с богатым археологическим результатом по эпохе каменного века. Это стало основой более поздней экспозиции «Белевская неолитическая культура» в ГИМ, а также гипотезы М. Ф. Бурцева о существовании на территории г. Белева поселения эпохи неолита. Историческое разыскание М.Ф. Бурцева показывали уровень провинциального самосознания во второй половине XIX — нач. XX вв.

М.Ф. Бурцев успешно занимался и светской литературой. Печатался под псевдонимом М. Малеонский. Он был автором повести «Владислев», изданной в Петербурге в 90-х гг. XIX в. и написанной в противовес «очеркам бурсы» Н.Г. Помяловского. В этом сочинении М.Ф. Бурцев показал жизнь духовной семинарии как производную от личных качеств учеников. Известны его литературные произведения «Большие перемены» и «Монашеские деньги впрок не пошли», опубликованные в 80-е гг. XIX — нач. XX вв.

М.Ф. Бурцев был признан. Он заслужил потомственное дворянство, его портрет висел в зале белевского епархиального женского училища (воспроизведен в «Материалах» чтений его памяти). В этом училище была учреждена стипендия его имени.

М. Ф. Бурцев закончил земную жизнь 29 января 1906 г. и был похоронен у алтаря Воскресенской церкви г. Белева, настоятелем которой он был.

В настоящее время в г. Белеве есть улица его имени — бывшая Горная, где находился его дом.

Г. П. Присенко

ЛИТЕРАТУРА:

Издания и публикации М. Ф. Бурцева

О древности существования г. Белева.— Тула, 1895.— 30 с.

О пребывании хана Улу-Махмета в городе Белеве.— Тула: Тип. И. Д. Фортунатова, 1898.— 12 с.

Откуда произошло название г. Белева // Тул. губ. ведомости.— 1888.— № 16.— С. 1-3.

Духовное завещание Михаила Федоровича Бурцева // Белевские чтения: Посвящается памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева.— М., 2001.— Вып.1.— С. 3-5.

Воспроизводится текст завещания.

Литература о нем

Бурцев Михаил Федорович // Тульский биографический словарь.— Тула, 1996.— Т.1.— С. 88-89.

Греков В. Я. Смиренный поборник созидательных трудов // Белевские чтения: Посвящается памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева.— М., 2001.— Вып.1.— С. 22-25.

Некрасов И. И. Белевское историческое краеведение в XIX—XX веках: итоги и задачи // Там же.— С. 15-22.

О М.Ф.Бурцеве — с.17-20.

Корышев М. Д. Слово о протоиереее М.Ф.Бурцеве // Там же.— С. 10-15.— Библиогр.: 4 назв.

Антонова Т. Памяти протоиерея Михаила Бурцева // Засечный рубеж.— 2001.— № 48.— С. 7: фото.

Куртенков А. «Единственно правды ради…» // Мол. коммунар.— 1990.— 17 апр.

Новиков А. Возвращение пастыря // Тул. известия.— 1999.— 17 авг.

О присвоении имени М.Ф. Бурцева одной из улиц г. Белева.

Библиография

Присенко Г.П. Тульская историческая краеведческая библиография XVIII — начала XX вв. / Г. П.Присенко // Присенко Г. П. Проникновение в былое.— Тула, 1984.— 120-142.

Перечень работ М.Ф. Бурцева — с.124-125.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий