«Ты меня не любишь, не жалеешь, разве я 

Э.Д. Гетманский

«Ты меня не любишь, не жалеешь, разве я немного не красив?»

Многие современники Сергея Есенина, говоря о нём, его противоречиях, трагическом уходе из жизни, отмечали потрясающую силу стихов Есенина как великого русского поэта. В 1926 году сказал своё слово о поэте писатель Александр Серафимович, считая, что Есенин был «с огромной интуицией, с огромным творчеством — единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших — ни у кого из современников. И огромная, все ломающая смелость эпитетов, сравнений, выражений, поэтических построений. Сам. Ни у кого не спрашивал, никому не подражал. За ним косолапо тащились другие, бездарно и убого. Чудесное наследство». В коллекции отечественного книжного знака сотни графических миниатюр, рассмотрим некоторые из них. Касимовский художник из Рязанской области В.А.Скорняков в конце 1960-х годов выполнил несколько есенинских книжных знаков, один из них предназначался для личной библиотеки. На этой линогравюре изображён Сергей Есенин на фоне дуба и книги на обложке, которой написано «Сергей Есенин». С какой книгой художник изобразил поэта сказать трудно, но при его жизни вышло тридцать поэтических книг и сборников стихов. Первая книга Есенина «Радуница» вышла в 1916 году, следующая «Сельский часослов» в 1918 году. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв». Он подготовил к печати свое трехтомное «Собрание стихотворений». С уверенностью он говорил: «Вот в России почти все поэты умирали, не увидев полного издания своих сочинений. А я вот увижу своё собрание. Ведь увижу!». Но не увидел, оно было издано вскоре после его смерти, в 1926-1927 годах.

Прост по композиции книжный знак киевского художника Н.Ф.Слипченко «Есениниана Г.Игнатова». Датирован он 1981 годом, знак сюжетный в его композиции видны несколько снопов, поставленных в поле для просушки на фоне звёздного неба и месяца. Симферопольская художница А.А.Слудская подарила книжный знак московскому журналисту П.С.Краснову, на нём видна тонкая берёзу на берегу лесного озера. Этот экслибрис выполнен в офортной технике и является первым (1975) из серии офортных книжных знаков, выполненных художницей для Краснова. Ленинградский художник Г.Н.Сорокин нарисовал в 1970 году автоэкслибрис для своей домашней библиотеки. На этом иконографическом экслибрисе дан портрет Сергея Есенина с его факсимиле. Вдали видны деревянные деревенские домики и одинокая берёза с облетающими листьями под порывом ветра. Глядя на этот экслибрис, вспоминаешь есенинские строки из стихотворения «Исповедь хулигана» (1920), в котором перед нами предстаёт мятущаяся натура Есенина в неспокойные послереволюционные годы, после опрокидывания привычного крестьянского мира:

Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.

……………………………………

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Несколько книжных знаков по есенинской теме в технике литографии выполнила в 1975 году бакинская художница Е.Н.Шалыгина. Один из них предназначался для книжного собрания библиотекаря из подмосковного Солнечногорска Т.В.Кавыкиной. Эта графическая миниатюра иконографическая, на ней изображён Сергей Есенин на фоне деревьев в зимнюю лунную ночь.     Украинский художник из Луцка Н.Ф.Шамрила в 1972 году выполнил книжный знак в технике линогравюры «Из книг С.П.Юрчука». На этой графической миниатюре изображена мать Сергея Есенина с письмом в руке. Композицию экслибриса дополняет надпись «Есениниана». Материнское начало в лирике поэта проходит через всё его творчество красной нитью. Образ матери ассоциируется с образом женщины-осени. При своей закрученной разными катаклизмами жизни, поэт всегда жадно льнул к миру близких и любимых людей. Любовь ко всему родному… — это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики. Замечательны его стихи о матери «Разбуди меня завтра рано…», «Матушка в Купальницу по лесу ходила…», «Письмо матери» и др. Вспомним чудесные есенинские строки о матери Татьяне Фёдоровне:

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
[С. Есенин «Разбуди меня завтра рано…»]

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
[С. Есенин «Матушка в Купальницу по лесу ходила…»]

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
[С. Есенин «Письмо матери»]

Художник из Свердловска Р.В.Копылов для домашней библиотеки липецкого преподавателя музыки В.М.Некрасова в 1974 году выгравировал на оргстекле книжный знак, в котором использовал сюжет есенинского стихотворения «Песнь о собаке». На этом книжном знаке изображена собака у пруда, где хозяин утопил её щенят. Она смотрит на месяц на небе. Вдали видна фигура уходящего человека. Об этом Сергей Есенин пишет с болью в сердце:

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Максим Горький прослушав это есенинское стихотворение о «братьях наших меньших» в исполнении автора, сказал ему, что «он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных», добавив при этом, что Сергей Есенин «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».     Московский график Е.В.Терехов своим экслибрисом украсил книги по есенинской тематике домашней библиотеки московского военнослужащего С.П.Юрчука. На этой гравюре, выполненной в 1972 году в технике ксилографии, изображён Сергей Есенин в косоворотке на фоне берёзовых стволов. Природа — главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан генетически на всю жизнь. Именно с берёзой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие воспоминания детства. Именно берёзу во многих своих поэтических произведениях поэт награждает эпитетами удивительными по своей красоте и изяществу, она для поэта является символом России. Берёза для поэта является символом духовной чистоты и возрождения. Именно берёзе поэт в 1913 году посвятил эти строки:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Книжный знак «Есениниана П.Пропалова» нарисовал ленинградский художник Н.Г.Стрижак. На этой графической миниатюре, датированной 1990 годом, дан силуэтный портрет Сергея Есенина на фоне городского пейзажа и показаны силуэты мужчины в цилиндре, приветствующего женщину, идущую мимо по бульвару под руку с мужчиной. Дама непринуждённо отвечает на приветствие галантного мужчины, ранее хорошо знакомого и близкого ей. Знаковладелец этой графической миниатюры (П.Н.Пропалов) — рабочий на одном из заводов Вязьмы, в этом городе он организовал общественный музей С.Есенина. Бесспорно, сюжет этого экслибриса навеян есенинским стихотворением «Ты меня не любишь, не жалеешь…»:

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, —
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь

Героиня стихотворения — роковая и легкомысленная женщина, которая видит в поэте свою судьбу, а после расставания болтает о любви с новым ухажёром. Поэт любит героиню, но «не очень». Их не связывают глубокие чувства, оба находятся во власти страсти, поэтому по её прошествии расставание будет спокойным. Герои перегорели, пережили любовное волнение в прошлом и уже не способны на глубокое чувство, они не могут вновь полюбить. Так как это стихотворение Сергея Есенина было одним из последних, до его трагического ухода из жизни в гостинице «Англетер» оставалось менее месяца, оно усиливает щемящее чувство тоски. Всё, о чём Сергей Есенин рассказывал в своих стихах, он рассказывал о себе и всё это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой любого российского поэта встает его эпоха. Из далеких двадцатых годов прошлого века Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше — в будущее.

 

esenin101   esenin102   esenin103   esenin104

 

esenin105   esenin106   esenin107   esenin108

 

esenin109

 

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий