«Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют»

Э.Д. Гетманский

«Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют»

Судьба есенинского творчества после его трагической смерти была крайне сложной. С 1927 года по 1939 год его не издавали. Власть отнесла Есенина к запрещённым поэтам и за пропаганду его творчества грозила серьёзная статья. Первое издание стихов Есенина вышло только в 1946 году, благодаря героическим усилиям его жены С.А. Толстой-Есениной. Через 10 лет вышел в свет есенинский двухтомник, власть медленно, но верно поворачивалась лицом к своему великому поэту. В 1965 году Евгений Евтушенко прочитал в Колонном зале Дома Союзов в Москве своё стихотворение «Памяти Есенина»:

Поэты русские,
друг друга мы браним —
Парнас российский дрязгами засеян.
но все мы чем-то связаны одним:
любой из нас хоть чуточку Есенин.

Есенинская тема в книжном знаке сразу получила признание у советских графиков после долгого забвения и неоправданно долгой «реабилитации» поэта. Начиная с конца 1950-годов, появились сотни графических миниатюр, посвящённых Сергею Есенину. Они разнообразны по сюжету и композиции от портретных (иконографических) до сюжетных и шрифтовых, эти экслибрисы помогают раскрыть образ поистине народного поэта России. Художник из города Асино Томской области В.Т.Кеменов выполнил множество книжных знаков по есенинской теме. Один из них он выгравировал в 1996 году на пластике для домашней библиотеки краеведа из подмосковной Черноголовки В.В.Меркулова. На этой графической миниатюре дан силуэтный портрет Сергея Есенина. На фоне копны сена на лугу, рябиновой ветви и месяца на небе. Другой книжный знак для В.В.Меркулова нарисовала вологодская художница А.С.Аверкиева. Этот экслибрис тоже портретный, но перед нами предстаёт юноша Есенин с томиком стихов, на котором написано «А.С.Пушкин. Лирика». Понимание Пушкина Есениным пришло только с годами, в молодости он его не принимал, как и творчество всех поэтов XIX века. Признание и понимание Пушкина пришло только в конце жизни Есенина в 1925 году. Тогда он писал: «Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки… мне приятны…».

К 125-летию Пушкина Сергей Есенин написал замечательное стихотворение «Пушкину», которое он прочитал у его памятника:

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Ко времени пушкинского юбилея стихотворение «Пушкину» уже было опубликовано, оно проникнуто глубоко личным отношением Сергея Есенина к Александру Пушкину. В этом стихотворении Есенин обращается к памятнику Пушкина, но говорит с ним, как с живым человеком, жалуясь на свою жизнь и сопоставляя себя с ним. У Есенина, как и у каждого из людей, был свой Пушкин. Есенин на равных пытается общаться с Пушкиным, называя его «повесой», но, в то же время, отлично осознаёт пушкинский гений, его исключительность и то, кем был великий поэт для русской литературы. Пушкин для Есенина идеал, к которому надо стремиться.  Через все стихотворение красной нитью проходит обеспокоенность Есенина своей жизнью и поэтической судьбой. Он задается вопросом, будет ли он прославлен в веках, как великий Пушкин. В разговоре с Пушкиным воплощена есенинская мечта о посмертной славе, об этом он ни в одном из своих стихотворений прежде никогда речь не вёл. Мечта Есенина сбылась, памятники ему стоят в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, его родном селе Константиново, а также Туле, Орле, Липецке, Иваново, Белгороде, Воронеже, Калининграде, Краснодаре, Казахстане и Македонии. Есенинская тема была любимой в экслибрисном творчестве ташкентского художника Е.И.Владимирова, над ней он работал с конца 1970-х годов в Ташкенте, а затем и в США, куда он перебрался в 1990 годы. В отличие от многих мастеров малой графики, кто приложил руку к есенинской теме, его графические миниатюры по этой теме в основном иконографические, но встречаются и сюжетные экслибрисы. Один из них был нарисован в конце ХХ века для библиотеки гомельского журналиста, автора книг по творчеству Сергея Есенина П.И.Радечко. На нём изображена собака, из глаза которой катится слеза, на фоне зимнего пейзажа в лунную ночь. Вдали виды деревенские хаты и бредущий по дороге человек с мешком на плече. На этом экслибрисе художник привёл строки из стихотворения Сергея Есенина «Песнь о собаке» (1915):

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

В основе сюжета стихотворения лежит банальная история о том, как на деревенском подворье ощенилась собака. Её хозяин не захотел возиться со щенками и решил их утопить в реке. С житейской точки зрения этот поступок обычен, хотя и жесток по своей логике. Но кто обычно задумается при его исполнении о том, что у дворовой дворняжки тоже есть чувства и она страдает также сильно, как и человек. Собака долго бежала по сугробам за хозяином, который нёс в мешке новорождённых щенят, и долго смотрела за кругами на незамёрзшей воде. Своим собачьим умом она не могла понять, за что её щенят, за верную службу хозяину утопили в реке. Что она могла сделать, что-либо изменить в этой ситуации она ничего не могла. Всё, что ей оставалось делать, так это выть на молодой месяц, который она приняла за одного из своих щенков. Потрясает финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». Она говорит, что горе животного может быть таким же большим, как у человека. Сергей Есенин признавался в том, что он животных любит больше, чем людей. По его мнению, братья наши меньшие — существа более благородные, честные и преданные. Никому до Есенина не удавалось так рельефно противопоставить человека животному, как это сделал начинающий поэт в своём стихотворении. Есенин не может понять, почему мир так жесток, почему жизнь живого существа не стоит и гроша. И в первую очередь страдают те, кто не может себя защитить от безжалостного и грубого существа под названием человек. Есенин на примере обычной беззащитной дворняги попытался доказать, что люди беспощадны не только по отношению к животным, которых они приручили, и которые служат им верой и правдой, но и к самим себе.

Поэт приходит к мысли, что человеческая жизнь, как и собачья,  не представляет для общества никакой ценности, хотя при этом человек может себя защитить, не в пример животным, которые лишены этой возможности. Именно поэтому Сергей Есенин ближе воспринимает горе дворовой собаки, нежели человека. Есенин попытался развеять миф о бездушности и бесчувственности братьев наших меньших. Гомельская художница Е.А.Вагина в 1996 году нарисовала книжный знак для своего земляка инженера А.А.Шелипова. На этой графической миниатюре, предназначенной для есенинского раздела домашней библиотеки знаковладельца, дан портрет Сергея Есенина в растительном декоре. Композицию знака дополняет надпись «Библиотека поэта». В 1970 году минский художник  Е.Н.Тиханович нарисовал свой первый есенинский экслибрис, предназначался он для домашней библиотеки военнослужащего из Москвы С.П.Юрчука. Это портретный экслибрис, на нём изображён Сергей Есенин на фоне раскрытой книги и берёз. В основу композиции этой графической миниатюры положено известное фото Есенина с тростью и трубкой в зубах, которое в 1919 году выполнил известный фотомастер Н.И.Свищев-Паоло. Сельский пейзаж — в основе композиции книжного знака киевского графика К.С.Козловского для книжного собрания казахского журналиста Н.И.Ховрякова. Экслибрис выполнен в технике деревянной гравюры в 1964 году. Композицию экслибриса дополняет вид одинокой берёзы, склонившейся под порывом ветра. Ненастную погоду подчёркивают грозовые разряды на небе и полоска косого дождя. Вдали на взгорке виден крестьянский дом и пасущиеся рядом кони.

Экслибрисная Есениниана свердловского художника-графика Р.В.Копылова насчитывает десятки книжных знаков для многих отечественных библиофилов, поклонников творчества великого русского поэта Сергея Есенина. Один из них был выполнен в гравюре на оргстекле для библиотеки заслуженного учителя Мордовской АССР из Саранска А.А.Котлова — организатора общественного музея Есенина-Твардовского в столице Мордовии. Экслибрис датирован 1970 годом, на нём выгравирован портрет Сергея Есенина  на фоне деревьев в лунную ночь. Красив книжный знак черниговского художника В.Ф.Леоненко для своего земляка врача-ортопеда М.В.Глущенко. На этой линогравюре, выполненной в 1985 году, дан портрет Сергея Есенина на фоне полевых цветов и колосьев пшеницы. Вдали на дороге виден силуэт матери поэта Татьяны Фёдоровны. Глядя на эту графическую миниатюру, на память приходят строки из проникновенного и очень трогательного есенинского стихотворения «Письмо матери»:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Это стихотворение было написано поэтом в 1924 году после восьмилетней разлуки со своими близкими, накануне поездки в родное рязанское село Константиново. Для Есенина мать не только дорогой и близкий сердцу человек, который всё может понять и простить, но и своего рода ангел-хранитель, который оберегает его на трудных этапах жизни. Поэт прекрасно понимал, что для матери он всегда оставался единственным сыном, рано покинувшим отчий дом, беспутным, с грузом совершённых ошибок, исправить которые уже невозможно, которого несмотря ни на что ждут и любят. Это была последняя встреча Есенина с матерью. Новороссийский художник Ю.Ф.Молибоженко выполнил экслибрис для книжного собрания школьного учителя их города Асино Томской области К.В.Самодурова. На этом иконографическом книжном знаке дан замечательный портрет Сергея Есенина, выполненный в гравюре на дереве. Текст на этой графической миниатюре гласит «Руки милой — пара лебедей». Это есенинское стихотворение написано в августе 1925 года, начинается оно замечательными строками:

Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Это стихотворение входит в есенинский цикл «Персидские мотивы». Посвящено оно теме любви, но любви несчастной. Идея этого стихотворения в том, что если люди красиво поют о любви, то это не значит, что они знают, о чём они поют. Люди поют о любви, не зная о том, что с ними может случиться горе. Можно догадываться о том, что это стихотворение носило во многом автобиографический характер, и сам Есенин был несчастен в любви, которая его и погубила. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. Многие современники согревали свои сердца у костра поэзии Сергея Есенина, наслаждались чудесными звуками его лиры. Но они часто были невнимательны к Есенину-человеку, часто по жизни он был одинок и беззащитен. Нельзя не согласиться с мнением актрисы Камерного театра Августы Миклашевской, которой поэт посвятил семь чрезвычайно проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана». Она вспоминала «Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему».

 

esenin301   esenin302   esenin305   esenin304

 

esenin303   esenin306   esenin308   esenin309

 

esenin307

 

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий