История советской эпохи в книжном знаке

(монография Э.Д.Гетманского  «Экслибрис — документ эпохи»)

 

Трёхтомная монография тульского историка экслибриса и коллекционера Эдуарда Гетманского  «Экслибрис — документ эпохи» вышла в свет  в 2015 году. Она включила в себя огромный фактический материал, показанный на экслибрисных вернисажах, которые автор провёл в 1970-1990-е годы.  Было представлено гигантское число книжных знаков (около 12000), которые позволили показать в динамике развитие  советского многонационального  искусства книжного знака. В многочисленных выставочных экспозициях встречались лучшие мастера малой графики, талантливая молодежь, мэтры книжного знака из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, крупных и малых провинциальных городов из самых отдалённых уголков огромной страны. Люди могли увидеть отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, а художники изучать творчество своих коллег по художественному цеху, оценить новые направления в искусстве малой графики, получить представление о состоянии дел в динамично развивающемся по многим направлениям советского искусства книжного знака. Все экслибрисы, представленные в экспозициях тульских выставок, автор показал из фондов своей коллекции книжных знаков (самой крупной в России), которая включает в себя около 50 тысяч графических миниатюр.

Всего автор монографии  в советский период  с 1974 года по 1991 год провёл одну выставку книжного знака в Борисоглебске (1974) и 15 вернисажей советского экслибриса в  Туле (1976-1990). Кроме того в постсоветский период он провёл в 1999 году всего одну выставку, посвящённую еврейскому книжному знаку. Так в 1974 году Эдуард Гетманский  издал свой первый каталог тиражом всего 15 экземпляров,  на 11 страницах без иллюстраций, показав в нем 190 графических миниатюр только одного художника, через 16 лет, закончив свою коллекционную деятельность в связи с развалом Советского Союза, он  издал свой последний в СССР каталог тиражом в 1000 экземпляров на 107 страницах, где были представлены 2570 графических миниатюр 797 художников Советского Союза. Всего за 16 лет на выставках книжного знака из его  коллекции было представлено творчество 1541 художника, это было подавляющее число всех тех графиков, кто творил на ниве книжного знака в Советском Союзе. В иллюстративной части монографии «Экслибрис — документ эпохи» автор показал экслибрисы 280 лучших советских художников-графиков. В монографии представлен уникальный каталог выставки еврейского экслибриса. Тульская выставка по еврейской тематике была первой и пока последней  в постсоветской России (в СССР подобные вернисажи не проводились). Изданный к выставке каталог, по мнению специалистов, открыл новую страницу в «российской иудаике». Выставка проводилась Тульским региональным еврейским центром «Еруша» (Наследие) в рамках Общинного фестиваля еврейской книги.  Этот фестиваль проходил в 1999 году в ряде крупных городов России,  но выставка еврейского экслибриса прошла только в Туле. Каталог выставки  был издан при финансовой поддержке «Еврейского агентства в России». Его украсили 152 иллюстрации книжных знаков, многие из которых были опубликованы впервые. Почти весь тираж каталога выставки ушёл в Израиль. Те немногие экземпляры, что остались в России, ныне найти невозможно. С этим каталогом  можно ознакомиться на страницах монографии «Экслибрис — документ эпохи». Автор сообщает примечательный факт, что  эта выставка еврейского книжного знака, благодаря вниманию со стороны директора Тульской областной универсальной научной  библиотеки Л.И.Королевой,  экспонировалась около года в одном из залов самой крупной в Туле библиотеки, ее посетило огромное количество людей, автор монографии по возможности, проводил экскурсии, выставка получила освещение на страницах центральной и местной печати, а так же в электронных средствах массовой информации.  Нельзя не согласиться с автором монографии, что поистине времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Выставка по еврейской теме была последней, с 1999 года Эдуард Гетманский   не провёл ни одной выставки и отошел от активной коллекционной деятельности, полностью переключился на научно-исследовательскую работу в искусстве книжного знака. Вклад Эдуарда Гетманского   в дело популяризации искусства советского книжного знака  уникален. Никто никогда до него в Советском Союзе не экспонировал из состава своей коллекции такого количества книжных знаков, а тем более при таком высочайшем качественном составе художников-экслибрисистов, известных не только в Советском Союзе, но и в мире. В одной выставочной экспозиции встречались лучшие мастера малой графики, талантливая молодежь, мэтры книжного знака из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, крупных и малых провинциальных городов  и самых отдалённых уголков огромной страны. Люди могли увидеть отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, а художники изучать творчество своих коллег по художественному цеху, оценить новые направления в искусстве малой графики, получить представление о состоянии дел в динамично развивающемся по многим направлениям искусства книжного знака. Далеко не у всех столичных и иных близких к ним художников, такое соседство вызывало здоровый интерес, некоторые пытались навязать автору монографии свои правила игры, но их желания оставались только желаниями, в его выставках находилось место каждому, кто что-нибудь сделал во славу отечественного экслибриса.

Эдуард Гетманский не на словах, а на деле, многие годы целенаправленно популяризировал отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, занимаясь организацией и проведением экслибрисных вернисажей. Многие художники Советского Союза впервые показали свои экслибрисные опусы именно на этих выставках, именно в его каталогах, многие из них впервые увидели свои работы, именно на выставках автора монографии они получали путевку в искусство книжного знака. Автор монографии «Экслибрис — документ эпохи» никогда не занимался стерилизацией отечественного книжного знака (в отличие от сторонников чистого искусства), поэтому всегда (вызывая их ярость) экспонировал экслибрисы малоизвестных художников, среди которых были и любители, их скромные книжные знаки отлично дополняли общую палитру советского экслибриса. И нет ничего удивительного в том, что в его экслибрисном собрании зачастую можно найти работы тех художников, которых не встретишь в коллекциях других отечественных коллекционеров, даже известных, в чьих собраниях находятся тысячи графических миниатюр известных отечественных графиков. В этом существенная особенность его коллекции книжных знаков, что делает её уникальной по своему подбору коллекционного материала. Художник-экслибрисист всегда был для автора монографии на первом плане, его творчеству посвящались как экслибрисные вернисажи,  так и многостраничные каталоги выставок. За свою подвижническую деятельность на ниве книжного знака  автор монографии в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках» (высшей наградой международной общественной организации).

Огромный фактический материал, рассеянный по 17 каталогам, собран автором воедино в одном издании, скомпонован по единой логической схеме, но каждый из каталогов выставок в текстовом отношении сохранён без изменений, дополнений и правок. Эти каталоги в основной своей массе имели энциклопедическую направленность. В связи с тем, что каталоги выходили достаточно давно в 1970-1980-е   годы, автор на страницах монографии ввел дополнительный раздел «справка 2015 года». Сделано это с целью объяснить читателю XXI века многие понятия, которые канули в Лету в связи с теми событиями в жизни страны, которые имели место после 1991 года. Эдуард Гетманский активно продолжает работать в искусстве книжного знака и нет сомнения в том, что монография «Экслибрис — документ эпохи» (она девятая по счёту и включает в себя 33, 34 и 35 тома)  будет далеко не последней в его научно-исследовательской деятельности.  Монография «Экслибрис — документ эпохи» поистине  энциклопедия книжного знака, она  хранит в себе память о советском экслибрисе, оставившего неизгладимый след в отечественной и мировой культуре.

Зиновий Герланц
— коллекционер (Бостон, США)

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий