Э.Д. Гетманский
«Ты, Рассея моя… Рас… сея… Азиатская сторона!»
Период активной литературной деятельности Сергея Есенина был короток. В марте 1915 года он приехал в Петроград, по сути дела, никому не известным начинающим поэтом, а спустя неполных два месяца его стихи стали известны всему литературному Петрограду. С этих памятных месяцев до конца его жизни прошло всего десять с небольшим лет. О своём предназначении поэта, Есенин писал в феврале 1922 года в стихотворении из цикла «Москва Кабацкая» — «Все живое особой метой»:
Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Есенин жил, «волнуясь сердцем и стихом». Стихи Сергея Есенина можно прочитать не только в поэтических сборниках и альманахах, но и на книжных знаках (экслибрисах) которых множество в коллекции отечественной малой графики. Заметный вклад в экслибрисную Есениниану сделал художник из подмосковной Черноголовки Л.Н.Распопов. Один из них предназначен для библиотеки доктора химических наук, профессора П.Е.Матковского (1995), на нём изображена обнажённая девушка в лесном озере. Знак сопровождают есенинские строки из «Анны Снегиной» (1925):
Как прекрасна Земля
И на ней человек.
На знаке «Ex libris В.Шевцова» (1996) Л.Н.Распопов изобразил есенинский портрет на фоне женщины у берёзы. На этой графической миниатюре приведены есенинские строки из стихотворения «Зеленая прическа…» с посвящением Л.И.Кашиной (1918):
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум.
Лидия Ивановна Кашина была юношеской любовью Сергея Есенина. Её отец И.П.Кулаков, был очень богатым человеком. Он содержал ночлежные дома на Хитровом рынке, о чем свидетельствует Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Кашина была выпускницей Александровского института благородных девиц, любила литературу, а потому, узнав, что в её селе живет прославленный поэт, пригласила его летом 1916 года к себе в дом. Дружили они и после революции. К тому времени константиновская усадьба отошла государству, и Есенин навещал Кашину на ее московской квартире. Лучше всего о дружбе Сергея Есенина с хозяйкой села Константинова помещицей Л.И.Кашиной сказала сестра поэта Екатерина Есенина — «Отношения Есенина с Кашиной были основаны на общей любви к поэзии. А там — кто его знает… Кашина приглашала поэта на литературные вечера и на пикники. Есенин отвечал стихами». В память о первой встрече с константиновской помещицей Лидией Кашиной Сергей Есенин в 1918 году написал стихотворение «Зеленая прическа…». Кашина воспоминаний о Есенине не оставила, хотя и прожила до 1937 года, работая с 1927 года машинисткой в объединении «Главстанкоинструмент» (Мясницкая, 20). Умерла Кашина в 1937 году от рака и была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве, там же, где и Сергей Есенин.
В жизни великого поэта эта незаурядная женщина оставила ярчайший след в образе «девушки в белой накидке», любовь Есенина и Кашиной завершились ничем, но свои чувства к ней поэт изящно преобразовал в лучшую свою поэму «Анна Снегина». Гомельский график А.К.Мельянец выполнил в гравюре на стали книжный знак для педагога из Таганрога Н.Мельченко (1976), на нём кроме портрета Сергея Есенина у ствола берёзы и всадника на коне в лучах восходящего солнца читаются есенинские строки из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»:
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Это стихотворение написано Сергеем Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что, только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь». В этом стихотворении привлекает искренность и еще раз искренность. Читаешь и безоглядно веришь человеку, написавшему «Не жалею, не зову, не плачу…». Белорусский график из Минска Г.Е.Тиханович выполнил экслибрис в цветной линогравюре для преподавателя музыки из города Барановичи Гомельской области Белоруссии В.К.Поликарпова, на нём он изобразил человека идущего к храму на фоне звёздного неба, двух берёз факсимиле «С. Есенин» и строки из есенинского стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут (1920):
Ты, Рассея моя… Рас… сея…
Азиатская сторона!
Сергей Есенин понимал, что многие люди в советской России просто не видят себя в новом мире, который строится по неведомым им законам. «Жалко им, что октябрь суровый обманул их в своей пурге», — отмечает Есенин. Но именно эта безысходность порождает в русском человеке бахвальство, смешанное с удалью, и толкает его на самые непредсказуемые поступки. Именно по этой причине Есенин называет Россию «азиатской стороной», одновременно восхищаясь стойкостью славян и осуждая их душевные слабости, склонность к фатализму и нежелание отстаивать собственные интересы даже под страхом смерти. Но вместе с тем вне России Есенин не мыслил себя никогда. Новороссийский художник Ф.Д.Молибоженко для доктора химических наук из Минска М.И.Минкевича в технике ксилографии выгравировал книжный знак с силуэтом сидящего Есенина, образа человека в кроне деревьев и строки из поэмы поэта «Чёрный человек» (1923-14 ноября 1925):
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
Интересен книжный знак тульского художника В.Н.Чекарькова памяти тульской учительницы истории, заслуженного учителя школы РСФСР Нины Владимировны Толстой. На этой графической миниатюре с портретом Сергея Есенина также приведены аналогичные строки из его поэмы «Чёрный человек». Черный человек — это традиционный мифологический образ в мировой литературе, один из обликов, который принимает черт, как персонаж русской народной демонологии. Есенин, говоря о своей поэме, не раз обращал внимание на ее литературный источник — «Моцарта и Сальери» Пушкина Современники сравнивали самого Есенина с Моцартом, а его поэзию — со «звоном моцартнейшей свирели». Известна легенда о том, что незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. «Чёрный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Именно эта поэма стала самой крупной и последней в поэтических произведениях Есенина. В ней выражено настроение ужаса и отчаяния перед непонятной действительностью, ощущение драматизма и тщетности попытки проникнуть в тайну бытия. Эта поэма — лирическое выражение душевных терзаний поэта. Двойник поэта — черный человек — вобрал в себя все то, что Есенин видел в себе мерзким и отвратительным. Эта тема — тема раздвоенной личности и болезненности души. Поэма «Чёрный человек» — это крик погибающей души Сергея Есенина. Это его реквием по прошедшей жизни.
Ряд исследователей толкуют поэму как продуманный ответ тем, кто пытался скомпрометировать, нравственно уничтожить поэта Есенина, преднамеренно исказить его поэзию. Поэма «Чёрный человек»написана в минуты сильного эмоционального экстаза, под впечатлением всего пережитого, она слишком автобиографична, в ней слышится бунт против тех, кто преследует поэта. Известно шесть списков поэмы, выполненных С.А.Толстой-Есениной (четвёртой женой поэта). Впервые поэма была опубликована в журнале «Новый мир» в январском номере за 1926 год. Орловский график А.Н.Ерохин нарисовал «Ex libris Н.И.Федосеенко» (1994), на нём изображён первый сборник стихов Сергея Есенина и выполнена надпись «Сергей Есенин. Радуница. Петроград. 1916». Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А.Блоком, С.М.Городецким, А.М.Ремизовым, Н.С.Гумилевым, сближается с Н.А.Клюевым, оказавшим на него серьёзное влияние. Встреча с Александром Блоком состоялась 9 марта 1915 года. В дневнике Блока появилась запись: «Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык». Есенин всегда с благодарностью вспоминал об этой встрече, считая, что, именно, «с легкой блоковской руки» началась его литературная дорога. Благодаря помощи уже известных поэтов стихи Есенина появляются в столичных журналах. В начале февраля 1916 года в книжные магазины поступила дебютная книга стихов Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910-1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.
Первый сборник стихов Есенина был восторженно принят критикой, которая отмечала юную непосредственность и природный вкус автора. Название книги составляла загадку для городского читателя, Сергей Есенин хорошо знал, что Радуница — день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. После выхода в свет «Радуницы» Есенин стал знаменит и узнаваем. О себе он в автобиографии 1923 заметил «Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других». Московский художник Г.Б.Гордон в 1974 году нарисовал экслибрис для библиотеки московского журналиста Н.И.Болотникова, на нём изображены колосья на фоне индустриального пейзажа и раскрытой книгой с фрагментом есенинского стихотворения «Неуютная жидкая лунность (1925):
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
В этом стихотворении выражено сложное отношение Сергея Есенина к современности. «Каменное и стальное» символизирует новую мощь России. Свой взор он устремляет в будущее родины, призывая разумом к необходимости преобразовании, но вместе с тем, он остро чувствует сердцем, боль утраты родного в деревенской жизни, поэтому поэт сомневается в своей личной судьбе. На знаке «Из книг Л.Тартынского» (1995), который выполнил художник из Ростова-на-Дону А.Б.Задорожный для своего земляка, портрет Есенина дан на фоне тёмного ночного неба и берёзы. На экслибрисе приведены слова поэта из стихотворения «Гори, звезда моя, не падай…» (17 августа 1925):
Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведущая тема стихотворения «Гори, звезда моя, не падай» — жизнь и смерть, но в стихотворении также присутствует тема любви к Родине поэта. Обе эти темы являются вечными в лирике Есенина. Звезда выступает образом-символом жизни и молодости поэта, поэтому он просит ее не падать — не умирать, ведь «за кладбищенской оградой живое сердце не стучит». Поэт вспоминает отчий край, родительский дом, и тех, кого любил и бросил. В конце стихотворения поэт принимает смерть, воспринимает её как естественный закон природы, никого не виня в своей смерти. Иконографический экслибрис для библиотеки харьковского инженера-строителя Д.И.Кирилишина выполнил в технике линогравюры харьковский график Д.М.Мирошниченко, на нём поэт изображён на фоне солнечного круга и берёзы, композицию знака дополняют строки из поэмы Есенина «Анна Снегина»:
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.
«Анна Снегина» — автобиографическая поэма, крупнейшее произведение Сергея Есенина, в ее основе — воспоминания о безответной любви в юные годы. Прообраз Анны — константиновская помещица Лидия Ивановна Кашина. В доме Кашиной Сергей Есенин бывал не раз, поскольку с хозяйкой его связывали дружеские отношения. Сегодня в усадьбе Кашиной — музей поэмы «Анна Снегина». Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России — печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. В финале звучит светлый аккорд — воспоминание о самом прекрасном и навсегда утраченном. Разлука с Анной — это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. И эта мысль главная в поэме — все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»: Поэма «Анна Снегина» была написана Сергеем Есениным во время его второй поездки на Кавказ в 1924-1925 годах, тогда он побывал в Баку, Тифлисе, Батуми. Черновой автограф поэмы содержит пометку: «1925 г. Батум». Сергей Есенин писал о поэме «По-моему, лучше всего, что я написал». Художник В.Н.Ионов живёт в городе Энгельсе Саратовской области, в 1979 году нарисовал экслибрис для личной библиотеки своей землячки педагога Л.И.Абополовой, на нём изображены сборники стихов Сергея Есенина, в том числе прижизненные издания «Голубень» и «Русь Советская».
Прижизненное издание есенинской книги «Голубень» вышло в Петрограде в издательстве «Революционный социализм» (1918). Стихи, вошедшие в сборник, подтвердили талант Сергея Есенина, как самобытного поэта крестьянской России. Прижизненное издание сборника стихов Сергея Есенина «Страна советская» вышло в Тифлисе в издательстве «Советский Кавказ». Украинский график из Сумской области Н.М.Бондаренко выгравировал на линолеуме два книжных знака для ульяновского радиожурналиста Г.М.Медведовского. На первом экслибрисе изображён деревенский дом в зимнюю лунную ночь и приведена строка из стихотворения Сергея Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер», написанное в августе 1925 года:
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
В стихотворении идёт речь о природе. Природа — душа есенинских стихов, источник, питающий поэзию и лирические чувства поэта. В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. У Есенина природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. На второй графической миниатюре художника для Г.М.Медведовского показан журавлиный клин, пролетающий над осенним лесом. В композицию знака включены есенинские строки из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»:
Отговорила роща золотая…
Эти же слова приведены на книжном знаке новороссийского художника Ф.Д.Молибоженко для библиотеки словацкого литератора Карола Изаковича-Подолинского (1978). Эта графическая миниатюра выполнена в гравюре на дереве (ксилографии). «Отговорила роща золотая…» — одно из самых знаменитых стихотворений Сергея Есенина. Оно было написано в 1924 году. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени. Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается каждый человек. Произведение носит философский характер. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле.
Белорусский художник Н.Н.Великанов в технике линогравюры выполнил экслибрис «Ex libris Лены Великановой» (1967), на нём, на фоне берёзы и ветряной мельницы изображён свиток с есенинским текстом из стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная (1914):
Не надо рая, дайте Родину мою.
Тема Родины — главная тема в творчестве Сергея Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его произведениях. Этой теме и посвящено есенинское стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…». Художница Е.А.Селезнёва из города Асино Томской области подарила два книжных знака томской студентке Кате Малининой, на первом из них помимо есенинского портрета на фоне звёздного неба написаны строки есенинского стихотворения «Серебристая дорога…» (1917):
Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
На второй графической миниатюре Е.А.Селезнёвой на фоне звёздного неба изображена девушка в накидке и меняла и начертаны есенинские слова из стихотворения «Я спросил сегодня у менялы…» (1924):
Я спросил сегодня у менялы
Литовский график Адомас Матуляускас для домашней библиотеки учительницы из города Ионишкис В.В.Пак (1974) нарисовал экслибрис, на котором показал церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Константинове. Композицию графической миниатюры дополняют есенинские строки из стихотворения «Письмо к женщине» (1924):
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
В 1972 году было издано решение о передаче здания Церкви Казанской иконы Божьей матери музею имени Сергея Есенина. После частичной реставрации в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников. В 1990 году по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузминское, Аксеново и Рязанской Епархии Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в ней было совершено первое богослужение. 5 июля 2008 года после реставрации, Митрополитом Рязанским и Касимовским Павлом был совершен чин освящения центрального престола храма. В настоящее время в храме совершаются богослужения. «Письмо к женщине», написанное Есениным в последний год жизни, по праву считается вершиной его поэтического наследия о любви. Стихотворение представляет собой послание к горячо любимой Есениным Айседоре Дункан. Строка из стихотворения Сергея Есенина «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» стала пословицей. Смысл в том, что большое, да и вообще — чувство проверяется в разлуке. Айседора Дункан (урождённая Дора Энджела Дункан) — американская танцовщица-новатор и основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Жена Сергея Есенина в 1922-1924 годах. Несмотря на их недолгий роман, он был последней её любовью.
Сочинский график М.А.Паньков создал целую галерею есенинских экслибрисов, так на книжном знаке для словацкого писателя и литературоведа Карола Изаковича-Подолинского художник показал мать Сергея Есенина у окна и привёл есенинские строки из стихотворения «Письмо матери» (1924):
Ты одна мне несказанный свет
Это стихотворение является поэтическим посланием Сергея Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности к матери. Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина. Татьяна Федоровна Есенина (Титова) — мать Сергея Есенина. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром. Уже, будучи взрослым, Сергей Есенин никогда не забывал о родном доме. Поэт всегда искал опору в материнском сострадании и сочувствии. Татьяна Федоровна была его «помощь и отрада». На втором экслибрисе для работника книготорга из Ленинграда Ю.В.Васильева (1988) М.А.Паньков на фоне силуэта Ростральной колонны в Санкт-Петербурге и раскрытой книги начертал есенинские строки из стихотворения «Русь» (1914):
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
В одном из писем Есенин писал: «Трогает меня… только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического… Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». В знаке для липецкого преподавателя музыки В.М.Некрасова (1969) М.А.Паньков изобразил деревенские дома на берегу реки на фоне берёзовой ветки и нотной тетради, приведя строки из стихотворения поэта «Хулиган» (1920):
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
«Хулиган» — первое «хулиганское» стихотворение поэта, относится оно к послереволюционному периоду и датируется 1920 годом. До этого были восторженные стихи, полные ожидания «чудесной гостьи» — революции. В них поэт воспевал грядущие перемены в жизни страны и райский край Инонию, в котором все по-иному, лучше, чище, добрее. Край этот удивительным образом похож на родную деревню автора, преображенную и идеализированную. Но мечтам поэта не суждено было сбыться. Грянула кровопролитная и братоубийственная Гражданская война, а за ней — индустриализация всей страны, и от «мужицкого рая» пришлось отказаться. У Есенина не остается «любви ни к городу, ни к деревне», а отсюда была прямая дорога в кабак. Отныне герой поэзии Есенина — «московский озорной гуляка». Его судьба — «умереть в кабацкой пьяной драке. В есенинских стихах мы видим Москву «кабацкую», разгульную, пьяную, она его захватила и одурманила. Поэт с болью осознает глубину своего падения. Жизнь кажется ему загубленной. За подчеркнутой грубостью скрывается сердце поэта, открытое для любви и добра. Последний цикл «хулиганских» стихов — «Любовь хулигана». В прошлом разгульная жизнь — любовь явилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить омут кабаков. Он поет ей об уходящем хулиганстве. Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. Эти же стихотворные строки привёл минский художник Е.Н.Тиханович в экслибрисе для военнослужащего из Москвы Сергея Юрчука (1971), на нём он нарисовал портрет Сергея Есенина на фоне расшитого полотенца с петухами.
Ленинградский график Г.И.Сорокин также украсил автоэкслибрис аналогичными строчками из есенинского стихотворения «Хулиган». Новороссийский художник Ю.Ф.Молибоженко для библиотеки томского бухгалтера О.С.Козловой в 1990 году выполнил экслибрис, на нём он показал лесное озеро в лучах восходящего солнца. Эта графическая миниатюра выполнена в гравюре на дереве (ксилографии), на ней приведены есенинские строки из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921):
Страна берёзового ситца
Ташкентский художник Е.И.Владимиров нарисовал в 1998 году книжный знак для инженера из города Артём Приморского края В.Г.Гамаюновой, на нём он изобразил портрет Сергея Есенина и табун лошадей, приведя есенинские строки из стихотворения «Табун» (1915):
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
Гамаюн одна из священных птиц славян. Наряду с птицами Сирин и Алконост, её часто представляют живущей в ветвях Мирового Древа. Птица Гамаюн спускается к людям только для того, чтобы сообщить что-то важное, также ей приписывается роль рассказчицы, так как Гамаюн знает обо всём, что было, есть и даже будет. Гамаюн птица — это вещая птица. Первоначально образ пришел, возможно, из древнегреческой мифологии (сирены). Изображалась с женской головой и грудью. Те же есенинские строки привела красноярская художница Т.А.Волонцевич на знаке для той же В.Г.Гамаюновой, сюжет графической миниатюры схож с экслибрисом Е.И.Владимирова. Оригинальный экслибрис в технике линогравюры выполнил в 1973 году ленинградский художник Ф.Ф.Махонин так же для библиотеки В.Г.Гамаюновой, на нём художник изобразил молодого Сергея Есенина на фоне берёз, дополнив сюжет знака строкой из есенинского стихотворения «Я снова здесь, в семье родной…» (июнь 1916):
Я снова здесь в краю родном
(цитата дана в редакции художника)
Есенин — верный и горячий патриот своей Родины, он был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Поэзия Есенина — одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: «Что касается «автобиографических сведений», — они в моих стихах». Его герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Так было и по жизни самого Сергея Есенина. Художник из Ростова-на-Дону Е.А.Живицын для своего земляка В.Ф.Тартынского нарисовал экслибрис, на котором показал портрет Сергея Есенина и написал первую строку из стихотворения поэта «О верю, верю, счастье есть!» (1917):
О верю, верю, счастье есть!
Художник из Владимир Б.В.Французов работал в технике ксилографии, в 1976 году он выгравировал на дереве экслибрис для владимирского педагога Наталии Сидоровой, где изобразил портрет Есенина, книгу и ветку рябины написав есенинскую строку из стихотворения Сергея Есенина «Пускай ты выпита другим…» (1923):
Я сердцем никогда не лгу
На втором своём экслибрисе «Книга В.В.Меркулова» (1976) художник изобразил сельский пейзаж и привёл есенинскую строку из стихотворения «Ленин»(1924):
Россия! Сердцу милый край!
Ленин в этом стихотворении получается свой «есенинский». Поэт Клюев писал, что «Не Есениным писать о Ленине. Это получается не Ленин, а анти-Ленин». Есенин изобразил Ленина застенчивым, простым и милым, катающимся на салазках с сопливой детворой, любителем перепелиной охоты, Ленин у него изображён обычным добродушнейшим дедушкой, каких на свете пруд пруди. Это отнюдь не вождь революции, потрясший мир. Он сделал ошибку, прямо противоположную той, которую совершил пролетарский поэт В.В.Маяковский, показавший только Ленина-революционера. У него Ленин вышел неживым, у Есенина получился живой, но… не Ленин. Л.Д.Троцкий в статье «Памяти Сергея Есенина» (1926) писал прямо, что «Есенин не поэт революции». По сути дела Есенин никогда не был враждебен революции, но никак уж, не чужд ей. Заметный след в экслибрисной Есениниане оставила ташкентская художница Е.Н.Шалыгина. Среди многих её работ по есенинской теме отметим четыре графических миниатюры. Так на первом экслибрисе для музыканта из Винницы А.С.Зуева изображён старик-меняла с чётками в руках, рядом с ним стоит молодой Есенин, на этой графической миниатюре приведена Сенинская строка из стихотворения «Я спросил сегодня у менялы…»(1924), которое относится к циклу «Персидские мотивы»:
Я спросил сегодня у менялы
«Ex libris» Г.И.Игнатова» художница выполнила в офортной технике, на нём помимо портрета Сергея Есенина и женщины в восточной накидке читаются есенинские строки из стихотворения «Никогда я не был на Босфоре…» (1924):
Ты меня незримая звала
На третьем книжном знаке для гидрогеолога и коллекционера книжных знаков из Баку Г.И.Кизеля (1980) Е.Н.Шалыгина нарисовала портрет Сергея Есенина на фоне роз и кипарисов, написав строку из есенинского стихотворения «Отчего луна так светит тускло…» (август 1925):
Отчего луна так светит тускло
На офортном книжном знаке «Ex libris П.Н.Пропалова», который художница подарила организатору общественного музея С.Есенина в Вязьме, дан портрет поэта в обрамлении берёзовых ветвей и приведёны слова из есенинского стихотворения «Голубая родина Фирдуси из цикла «Персидские мотивы» (март 1925):
И тебе я в песне отзовусь
Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха», считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане. Симферопольская художница А.А.Слудская выполнила книжный знак в офортной технике для подмосковного коллекционера В.В.Меркулова, на нём изображён всадник на фоне гор и читаются есенинские строки из стихотворения «На Кавказе», написанного в сентябре 1924 года в Тифлисе:
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата.
Михаил Лермонтов был одним из самых любимых поэтов Сергея Есенина. Он считал его «непревзойденным поэтом». Поэт Всеволод Рождественский писал, что Есенин: «От некоторых стихов Лермонтова готов был плакать и неподражаемо умел напевать вполголоса на какой-то собственный мотив его «Завещание» (Наедине с тобою, брат)» (1840):
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть,
На свете мало, говорят,
Мне остается жить.
Раскрывая тему Родины, Есенин в своем творчестве опирался, в первую очередь, на лермонтовские традиции. Поэты вели между собой своеобразный диалог через время, причем важно, что чувство патриотизма, является определяющим в их поэтическом мироощущении. Кемеровский график В.А.Зверев нарисовал два экслибриса для филолога, организатора музея С.Есенина в Ташкенте С.И.Зинина, на одном из них изображены сельские домики в лунную ночь и читаются строки из есенинского стихотворения «На лазоревые ткани…» (1915):
Через прясла и овины кажет месяц белый рог
На втором знаке «Из книг Сергея Зинина» (1977) художник изобразил два журавля на берегу лесного озера и написал строку из есенинского стихотворения «Закружилась листва золотая…» (1918):
Закружилась листва золотая
Третий экслибрис В.А.Зверев подарил актёру из Горького А.П. Вагнеру (1978), на нём изображён сельский пейзаж и начертана есенинская строка «За тёмной прядью перелесиц…» (1914):
За тёмной прядью перелесиц
Экслибрис «Из книг В.В.Меркулова» каргопольский художник Г.А.Кулишов выгравировал на оргстекле в 1992 году, на нём изображён портрет В.Высоцкого и начертаны строки из его стихотворения «О поэтах и кликушах» (1971):
Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,
А если в точный срок — так в полной мере.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере».
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях. Ленинградский художник Л.Е.Шняков выполнил в 1976 году в технике линогравюры знак «Есениниана С.И.Зинина», на нём изображён Сергей Есенин у ствола берёзы и написана строка из есенинского стихотворения «Исповедь хулигана» (1920):
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Тема любви к родине — России является той красной нитью, которая пронизывает все творчество поэта. Родина в творчестве Есенина разная, ее образ противоречив так же, как противоречив русский национальный характер. Есенин любил Родину со всеми её сильными сторонами и недостатками и мнимыми достоинствами. Он был полностью солидарен с точкой зрения В.Розанова, утверждавшего, что счастливую и великую родину любить не великая вещь, и что любить мы ее должны, когда она слаба, мала, унижена, глупа, наконец, даже порочна. Жизнь на родине поэт ставит выше жизни в раю — «Гой ты, Русь моя родная!..» (1914):
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Те же стихи «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» включены в композицию экслибриса, выполненного красноярским графиком Ю.И.Киняйкиным в технике линогравюры для юриста из Макеевки Н.И.Федосеенко, на котором выгравирован есенинский портрет на фоне кленового листа. Ленинградский художник И.Г.Гиммельман нарисовал для своего земляка филолога К.П.Авдеева экслибрис, на котором изобразил Пегаса, на одной из книг надпись «Есенин». На знаке читаются пушкинские строки:
И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
[А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (II глава, XL)]
Экслибрисная Есениниана свердловского художника Р.В.Копылова весьма обширна. Один из экслибрисов он выгравировал на линолеуме для своего коллеги по искусству саратовского художника В.Ф.Мощенко. На нём изображён конь в лучах солнца, на знаке читаются строки из стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (1922):
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
На другом знаке Р.В.Копылова «Есениниана Юрия Васильева», который был работником ленинградского книготорга видна книга и ветка рябины. На знаке выгравированы есенинские строки «Отговорила роща золотая…»:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
«Отговорила роща золотая…» — одно из самых знаменитых стихотворений Сергея Есенина, оно было написано в 1924 году. В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Природа в поэзии Есенина — не просто тема, а самая суть его философии. У Есенина природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Окно деревенского дома с наличниками и ставнями изображено на копыловском экслибрисе для московского журналиста Е.Н.Минаева. Композицию графической миниатюры дополняют строки стихотворения Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. С годами поэт отчётливо понимал, что вряд ли когда-либо испытаете радостные чувства, которые были связаны с его пребыванием в отчем доме, в родном селе. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села, который безвозвратно потерян и его уже не вернуть. Вспоминая о родном селе, Есенин всегда менялся изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои душевные качества, сформированные под влиянием малой родины. В 1990 году Р.В.Копылов для московского инженера А.В.Сазонова выгравировал портрет Сергея Есенина на фоне опрокинутой бутылки, стакана и открытой книги. На графической миниатюре написано «Москва кабацкая». Скандально известный сборник «Москва кабацкая» из 18 стихотворений ещё при жизни Сергея Есенина сделался нарицательным. Стихи, вошедшие в сборник, написаны в 1921-1923 годах, имеет особое значение в истории духовных поисков героя. В каждой строке этих стихов боль поэта, в каждой — отзвук его души и сердца.
В «Москве кабацкой» Есенин хочет сказать всем нам, что великое благо любви и жизни мы растрачиваем порой так безрассудно и безжалостно по мелочам. Многие стихи из «Москвы кабацкой» давно уже положены на музыку, стали песнями, которые поют повсюду, и будут петь всегда, пока жива Россия. Курский художник Г.В.Кошелев выгравировал на линолеуме графическую миниатюру для домашней библиотеки московского журналиста Ю.Б.Юшкина, на ней он показал всадника в лучах заходящего солнца, на знаке читается есенинское из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»:
Я теперь скупее стал в желаньях
Это стихотворение было написано поэтом в 1922 году, оно наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию Сергея Есенина. Жанр стихотворения — размышление, его тема — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждым человеком — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выносит свое решение — необходимость смирения перед неизбежностью. Но это смирение не апатично — это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Рязанский график С.А.Епифанов нарисовал в 1974 году книжный знак для рязанского инженера А.И.Гаврилкина, на нём изображена танцующая женщина с зурной в руках, надпись на графической миниатюре гласит «Персидские мотивы». Москвич А.Ф.Марков в 1972 году нарисовал автоэкслибрис, на котором изобразил восточную женщину в танце, на книжном знаке также начертано «Персидские мотивы». Прежде чем поехать на Восток, Сергей Есенин уже побывал в Европе и Америке, но не нашёл там точки опоры. Он мечтал побывать в Персии отчасти и потому, что был очарован персидской лирикой X-XV веков, стихами Саади, Хафиза Ширази, Фирдоуси и Омара Хайяма. Но добраться до Персии Есенин не смог, но он смог побывать в Туркестане — в Средней Азии и на Кавказе — в Баку. В Ташкенте он несколько месяцев провел весной и ранним летом в 1921 году, а на Кавказе в Баку пребывал в 1924 году.
В 1924-1925 годах во время пребывания на Кавказе Есенин написал цикл стихов, объединенных общим названием «Персидские мотивы», в которых традиционные для поэзии темы — любовь, искусство, тоска были окрашены в восточный колорит. Всего Есенин написал 16 стихотворений. В 1925 году 10 из них были изданы отдельной книгой под названием «Персидские мотивы». Это издание он позднее дорабатывал и изменял, так что в окончательном варианте в «Персидские мотивы» вошло 15 стихотворений. Украинский график из Кривого Рога Б.П.Куновский в 1982 году выполнил в гравюре на линолеуме книжный знак для ташкентского филолога, доцента С.И.Зинина, на нём показаны прижизненные издания Сергея Есенина «Страна Советская» и «Пугачёв». В своем творчестве Есенин не раз обращался к истории. Один из переломных моментов эпохи был запечатлен им в поэме «Пугачев». Это чрезвычайно яркое с художественной точки зрения произведение. В 1922 году автор прочитал поэму М.Горькому, вызвав в нем бурю чувств. Впоследствии Горький сказал: «Взволновал он меня до спазмов в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он — я думаю — и не нуждался в них». Впервые поэма «Пугачёв» вышла в 1921 году в издательстве «Имажинисты» в 1921 году (год издания — 1922 — указан ошибочно).
Второе издание поэмы вышло в Петрограде (издательство «Эльзевир» (1922), а третье издание в Берлине в издательстве «Русское универсальное издательство» (1922). Есенинские строки украшают многие отечественные книжные знаки. И не удивительно, ведь его творчество национально, в нём полное и искреннее выражение чувств человека, любящего свою Родину. Поэт Илья Сельвинский называл Сергея Есенина «сердечным лириком и великолепным живописцем». Жаль, что поэтическая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и так быстро сломалась.