Э.Д. Гетманский
«Погиб величайший поэт… Он ушел от деревни, но не пришел к городу»
Есенин любил людей, тянулся к ним всем сердцем, и люди тянулись к нему. «В нем было то, — отмечал поэт Петр Орешин, — что дается человеку от рождения: способность говорить без слов». Редко кто из российских писателей не был лично знаком с Сергеем Есениным. Николай Тихонов, Василий Качалов, Всеволод Иванов, Тициан Табидзе, Леонид Леонов, Сергей Коненков, Сергей Городецкий, Всеволод Рождественский и другие видные писатели, артисты, художники, журналисты, кто близко знали Есенина, относились к поэту заботливо и дружески. Сказал своё слово о Сергее Есенине и Алексей Толстой: «Погиб величайший поэт… Он ушел от деревни, но не пришел к городу. Последние годы его жизни были расточением его гения. Он расточал себя. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности. Есенинские строки «Я сердцем никогда не лгу» как нельзя лучше характеризуют есенинскую лирику, которая была скорее продуктом сердца, нежели ума. На многих книжных знаках отечественных художников можно встретить лучшие образцы есенинской лирики.
Ташкентский художник Е.И.Владимиров подарил есенинский экслибрис белорусскому журналисту, автору многих книг, посвящённых жизни и творчеству Сергея Есенина П.И.Радечко. На этой графической миниатюре изображён Сергей Есенин за столом с ручкой в руке и исписанными поэтом листами. На стене висит портрет А.С. Пушкина, композицию книжного знака дополняют есенинские строки из стихотворения «Стансы»:
Я о своём таланте
Много знаю.
Стихи — не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стихотворение «Стансы» Сергей Есенин написал в 1924 году (опубликовано в тифлисской газете «Заря Востока» от 26 октября 1924 года), оно посвящено Петру Чагину. В стихотворении поэт восхваляет все великое, созданное руками человека. Есенин считает себя настоящим поэтом, и в этом с ним нельзя не согласиться. П.И.Чагин в годы знакомства с Сергеем Есениным был вторым секретарём ЦК Компартии Азербайджана (заместителем С.М.Кирова), одновременно был редактором газеты «Бакинский рабочий». В 1924-1925 годах Пётр Чагин был одним из ближайших друзей Сергея Есенина. Поэт прислушивался к его литературным советам. Свой сборник «Персидские мотивы» он написал с посвящением — «С любовью и дружбою Петру Ивановичу Чагину». Бытует легенда, что знаменитое стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ также навеяно фамилией лучшего друга Петра Чагина. «Чагинэ» — так звучало имя героини в первоначальном наброске поэта. П.И.Чагин — автор воспоминаний «Сергей Есенин в Баку» (впервые опубликованы в рязанской газете «Приокская правда» от 15 июня 1958 года). Пушкин для Есенина — живой человек, с которым у него много общего. Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. В своём стихотворении «Пушкину» Есенин серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие — это верность своему народу. Сергей Есенин верит, что преодолеет все свои жизненные проблемы и достигнет пушкинской славы:
Но, обреченный на гоненье.
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Второй есенинский экслибрис для домашней библиотеки П.И.Радечко нарисовала в 1996 году гомельская художница Е.А.Вагина. На нём дан портрет Сергея Есенина на фоне бегущего жеребёнка и мчащегося железнодорожного состава. Сюжет книжного знака навеян есенинским строками из «Сорокоуста»:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги, закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Есенин видел трагедию прогресса общества в том, что нарушалась вековая связь человека с природой и жизнь крестьянина подчинялась не устоявшемуся веками ритму жизни, а новому заданному прогрессом общества и техники ритму. В «Сорокоусте» поэт создал символизирующий эту трагедию крестьянской жизни образ жеребёнка, который пытается безуспешно догнать поезд. Симпатии поэта целиком лежат на стороне старой деревни, а образ жеребенка куда привлекательнее, чем «мрачный железный гость» — паровоз, который приведёт к гибели красногривого жеребёнка, как и многих других лошадей. С тоской поэт пишет о том, что в России создание крестьянского рая невозможно, потому что приход «железных коней» неизбежен. Гомельский график Б.Ф.Звиногродский нарисовал книжный знак для домашней библиотеки В. Фридмана — автора книги «Белорусская Есениниана». На знаке дан портрет Сергея Есенина, выполненный по рисунку художника И.Гурро на фоне дворцового ансамбля Румянцевых-Паскевичей в Гомеле и парка на берегу реки Сож. Композицию книжного знака дополняет изображение ветряной мельницы, полевой дороги и берёзы.
Художник Иван Гурро (Каспарян Оганесс Богданович) нарисовал портрет Сергея Есенина в 1925 году. Дворец Румянцевых и Паскевичей — памятник архитектуры XVIII-XIX веков, композиционный центр Гомельского дворцово-паркового ансамбля, включающего, помимо дворца, городской парк, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу и др. Во всевозможные времена Гомель включался в состав крупных государств, пока не стал частью Российской империи. В конце ХVІІІ века белорусские земли находились в составе Российской империи, а Гомель императрица Екатерина II подарила своему фавориту — генералу-фельдмаршалу П.А.Румянцеву-Задунайскому за выдающиеся победы в войне с Турцией. Строительство дворца началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Среди авторов проекта также называют архитектора Юрия Фельтена — ученика Растрелли. Непосредственно процессом строительства дворца руководил архитектор Я.Н.Алексеев, а консультировал его Карл Бланк. С историей дворца связана жизнь и деятельность выдающихся личностей Российского государства, государственных и военных деятелей Румянцевых и Паскевичей. В 1834 году новым владельцем имения стал крупный военачальник — генерал-фельдмаршал И.Ф.Паскевич.
Неоднократно в усадьбу Румянцевых и Паскевичей приезжали члены императорской семьи Романовых. После революции архитектурный ансамбль Румянцевых-Паскевичей был конфискован государством и его коллекции послужили основой для создания здесь Гомельского областного краеведческого музея в 1919 году. Дворец несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался, особенно сильно пострадал во время мятежа 1919 года и в годы Великой Отечественной войны. В 1969 году дворцовый ансамбль был восстановлен и реконструирован. Ныне музейная коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов. Заслуженный художник РСФСР А.И.Коренцов из Москвы в 1967 году нарисовал, одним из первых в стране, есенинский иконографический (портретный) экслибрис для библиотеки преподавателя музыки из белорусского города Барановичи Гомельской области В.К.Поликарпова. На нём изображён Сергей Есенин, стоящий у ствола берёзы. На графической миниатюре указаны также годы жизни поэта «1895-1925». Большой по формату книжный знак «Ex libris В.Меркулова» выполнил украинский художник Н.М.Бондаренко из города Бурынь Сумской области. На этой линогравюре для книжного собрания краеведа В.В.Меркулова из подмосковной Черноголовки выгравирован портрет Сергея Есенина на фоне лошадей на водопое. Также портретный есенинский экслибрис выполнил художник И.В.Кескевич из города Каменск-Уральский Свердловской области для домашней библиотеки библиофила из якутского города Мирный Д.Н.Черных. Есенинский портрет дан на обложке книги «Есенин».
«Поэтическая полка Гетманского» написано на книжном знаке харьковского художника Б.Л.Ингорь, на нём нарисован портрет Сергея Есенина, экслибрис датирован 1979 годом. Другой харьковский художник В.Н.Кавыршин в 1990 году выгравировал на линолеуме экслибрис «Есениниана Олега Бишарева», на нём изображён Сергей Есенин в окружении стилизованных символов. «Ex libris Б.В.Стыриковича» выполнил ленинградский художник Э.Х.Насибибулин, на нём кроме портрета Сергея Есенина написано «Есениниана» и приведены есенинские строки из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Это стихотворение написано Есениным в 1921 году, ему всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные размышления о скоротечности жизни. Правда, сам поэт эти грустные мысли объясняет так: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь». Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который подводит итоги прожитой жизни. Его чувства противоречивы. С одной стороны, что все лучшее — в прошлом, но с другой стороны жизнь — это великое счастье и благо. Об этом поэт пишет:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В 1998 году художник из города Торез Донецкой области А.Е.Ечкало нарисовал книжный знак «Из книг Виктора Владимировича Богайчука». О знаковладельце известно только то, что он работал начальником караула пожарной команды в украинском городе Торез. Для книг его домашней библиотеки его земляк художник А.Е.Ечкало нарисовал несколько книжных знаков по есенинской теме. На упомянутом экслибрисе дан портрет юного Серёжи Есенина на фоне раскрытой книги и приведены строки стихотворения, чьё авторство не установлено:
Сергей Есенин — это просто чудо
Сергей Есенин — русский златоцвет
ну а Володя мой учитель мудрый
я допою его оборванный куплет
Художник под этим четверостишьем написал «Венок Высоцкому». Автор не установлен». Мои поиски авторства этих поэтических строк привели к тому, что я нашёл это стихотворение, его авторство, в самом деле, неизвестно, правда, название стихотворения иное — «Владимиру Высоцкому — Ваганьково». Привожу полный текст этого неопознанного стихотворения:
Ваганьково, ты кладбище старинное
и многим обеспечило покой
сюда приходит с головой повинною
к Володе и Серёже люд простой
два сокола певца народной песни
вы здесь лежите, не успев отцвесть
из всех вестей смерть — страшное известие
Володя жив он будет жить он есть
они не умерли не верьте глупым слухам
они в душе как память о живом
пусть будет вся земля Володе пухом
ну а Серёже — Константиновским ковром
Сергей Есенин — это просто чудо
Сергей Есенин — русский златоцвет
ну а Володя мой учитель мудрый
я допою его оборванный куплет
Ваганьково, ты кладбище старинное
здесь тишина божественный покой
сюда приходит с головой повинною
к Володе и Серёже люд простой.
Это стихотворение о печальной знаменитой «встрече» Сергея Есенина и Владимира Высоцкого, их могилы на Ваганьковском кладбище оказались рядом. Когда состоялась встреча Высоцкого с творчеством Есенина точно сказать трудно, но, во всяком случае, не в детские годы, тогда Есенин находился под негласным запретом власти. Только после смерти Сталина после десятилетий запретов творчество Есенина возвратилось в советское общество на государственном уровне. После смерти Высоцкого в его домашней библиотеки остались книги Сергея Есенина — «Стихотворения и поэмы» (том 2 из двухтомника «Сочинения», 1955); двухтомник «Сочинения», 1956; «Избранное», 1970; а также книга Е.Наумова «Сергей Есенин: Личность, творчество, эпоха», 1973). Встреча Владимира Высоцкого и Сергея Есенина произошла уже на театральной сцене Таганки в постановке «Пугачёва» в роли Хлопуши 17 ноября 1967 года. Монолог Хлопуши долгое время был как бы «визитной карточкой» Есенина, он исполнял его на многочисленных поэтических вечерах, голос поэта был записан и дошел до наших дней. «Пугачев» стал одним из знаковых спектаклей Таганки. В 1974 году был сыгран 200-й «Пугачев», известно также, что 29 декабря 1978 года Высоцкий ещё играл Хлопушу. Спектакль шел еще несколько лет после смерти Высоцкого. Но у таких людей, как Есенин и Высоцкий, жизнь их творчества продолжается и после физической смерти. На Малой сцене Театра на Таганке и ныне идут поэтические спектакли «Я, Есенин…» и «Я, Высоцкий Владимир…». Есенин жил в переломный исторический момент, на нём лежал груз «эпохи перемен». «Не будем винить только его, — писал после смерти Есенина А.В.Луначарский, — все мы, его современники, виноваты более или менее. Это был драгоценный человек. Надо было крепче биться за него. Надо было более по-братски помочь ему». Узнав о смерти поэта, С.М. Киров сказал: «Не удержался. Видать, разбился о камень черствых людских сердец». Сергей Есенин умер, но в его творчестве живет непостижимая до конца глубина жизни.