«Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай»

Сергей Есенин подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов. Поэт Сергей Городецкий в 1926 году точно заметил, что «Вся работа Есенина была только блистательным началом. Если б долю того, что теперь говорится и пишется о нем, он услышал бы при жизни, может быть, это начало имело бы такое же продолжение. Но бурное его творчество не нашло своего Белинского». Да, В.Г.Белинский был истинным гением литературной критики, проницательнейшим судьей и ценителем талантов. Он благоговел перед памятью Александра Пушкина, подчеркивая, что «Пушкин — вечно живое явление русской поэзии, что никогда приговор поколений над ним не будет окончательным». Есенин как никто другой из русских поэтов ХХ века достоин подобной же оценки. Нет ничего удивительного в том, что в отечественном искусстве книжного знака обоих гениев русской поэзии чаще других российских писателей и поэтов можно увидеть на экслибрисах. Продолжая есенинскую тему в книжном знаке, остановимся на портретных (иконографических) экслибрисах. Художник из казахского города Джамбула (ныне Тараза) Б.А.Ткаченко выгравировал на линолеуме графическую миниатюру «Ex libris Борисовых А. и И.» с портретом Сергея Есенина на фоне сельского пейзажа с покосившимися домиками и сельской церковью. В композицию экслибриса включены есенинские строки — «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» из стихотворения поэта «Синее небо, цветная дуга» (1916):

Край мой! Любимая Русь и Мордва!
Притчею мглы ты, как прежде, жива.
Нежно под трепетом ангельских крыл
Звонят кресты безымянных могил.

С мордовской землей творчество Сергея Есенина было тесно связано. Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) он явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Уважительно-любовное отношение Есенина к мордве, особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!». Есенинская тема бакинской художницы  Е.Н.Шалыгиной насчитывает более 30 графических миниатюр, выполненных в технике рисунка, на одной из них для домашней библиотеки коллекционера из томского города Асино Г.И.Игнатова нарисован портрет Есенина на фоне девушки в накидке, букета роз и мечети. С любовью выполнен этот есенинский портрет с задумчивой улыбкой на устах. В редкой ныне трафаретной технике выполнил в 1987 году портретный есенинский экслибрис московский  график Б.А.Малинин, на этой графической миниатюре также изображена, стоящая за околицей деревни старушка (видимо мать поэта). Второй экслибрис для Г.И.Игнатова выполнил в 1980 году саратовский художник В.Ф.Мощенко, на нём дан портрет Сергея Есенина на фоне раскрытой книги. Более 50 графических миниатюр экслибрисной Есенинианы выполнил свердловский график Р.В.Копылов, работающий в технике цветной ксилографии (гравюра на дереве) и линогравюре. В 1994 году он выполнил книжный знак в три цвета для кисловодского журналиста и библиофила Евгения Бригиневича. На этой графической миниатюре изображён Сергей Есенин на фоне сельской улицы и белоствольной берёзы в осеннем убранстве.

Замечательный книжный знак выполнил Р.В.Копылов для домашней библиотеки рязанского инженера В.И.Ремнёва, он также выполнен в цвете, на нём выгравирован портрет Есенина и русская конница. Графическая миниатюра посвящена «Слову о полке Игореве», на ней читается древнерусский текст «Слово о полку Игореве Игоря сына Святослава, внука Ольгова». «Слово о полку Игореве» — известнейший памятник древней русской литературы — описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185). По времени написания «Слово» относят к 1187-1188 году, оно проникнуто чувством горячей любви к Родине. Автор его скорбит о раздорах князей и бедствиях Русской земли, призывает всех к согласию и единству. В.Г.Белинский называл «Слово о полку Игореве» «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии», достойным внимания, памяти и уважения. Сергей Есенин обращается к «Слову о полку Игореве» в своём основном теоретическом произведении — статье «Ключи Марии», в которой вёлся разговор о творчестве в целом и словесном искусстве в частности. Для Есенина «Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древнерусской литературы, у которого нужно учиться поэтическому мастерству. Есенин знал все «Слово» наизусть, восторгался его поэтическим совершенством.   В книжном знаке художника из казахского города Актюбинска (ныне Актобе) А.И.Верещагина «Есениниана Василькевича» (1989), выполненного для домашней библиотеки актюбинского врача Александра Василькевича изображена композиция «Поэт и лесные нимфы» на фоне ночного пейзажа.

Нимфы — добрые полубогини, олицетворяющие явления природы. Само название означает «невесты». Согласно древнегреческой мифологии, нимфы воздушны и легки. Обычно в искусстве они изображались молодыми красивыми девушками с чудными волосами, с обнаженными руками и ногами, иногда танцующими на лесных полянах. На графической миниатюре видна обнажённая нимфа, выходящая из леса и изумлённый поэт,  воздевший к небу от восторга руки. На книжном знаке для библиотеки Г.И.Игнатова кемеровский художник В.А.Зверев в 1977 году нарисовал графическую миниатюру, на которой изобразил молодого Сергея Есенина в косоворотке с травинкой во рту.   На книжном знаке сочинского художника М.А.Панькова для книжного собрания омского юриста И.А.Синеокого изображён скульптурный портрет Сергея Есенина, выполненный московским скульптором И.Г.Онищенко. Интересна история этого есенинского бюста. Впервые он был выставлен на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октября. Бюст стал первым скульптурным воплощением образа поэта, получившим широкую известность и признание общественности, и принёс подлинный успех И.Г.Онищенко. Критики оценили верно, подмеченный скульптором легкий есенинский поворот головы вправо и живой, одухотворенный взгляд. После выставки 1957 года скульптура Есенина украсила носящую имя поэта Рязанскую областную филармонию (1958).

В мае 2014 года этот бюст Рязанской областной филармонией был передан Государственному музею-заповеднику С.А.Есенина в селе Константиново Рязанской области. Кроме замечательного есенинского бюста на книжном знаке Синеокого изображён пароход «Ялта» у причала.   Старейший киевский график А.С.Мистецкий выгравировал на линолеуме не один десяток есенинских экслибрисов для многих книголюбов страны. Один из них он в 1976 году подарил жителю из города Пушкин Ленинградской области (бывшее Царское Село), учёному-аграрнику, автору воспоминаний о Сергее Есенине С.Д.Умникову. На нём изображён портрет поэта у ствола берёзы. Судя по всему, за основу взят портрет Есенина в котелке, датированный 1925 годом. Второй есенинский экслибрис художник выполнил для домашней библиотеки московского журналиста Ю.Б.Юшкина. Это первый экслибрис А.С.Мистецкого, выполненный им по есенинской теме, датирован он 1970 годом, на нём изображён Сергей Есенин в обрамлении берёзовых ветвей, вдали виден дом на сельской улице. Берёза является любимым образом Есенина. С березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах. В обычной березе у Есенина соединилось сразу несколько образов — Родины, девушки, матери.

Берёза у Есенина — «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. С любовью пишет поэт о березе в посвященном сестре Шуре стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» незадолго до своей трагической гибели:

Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан
.

В стихотворении «Зеленая прическа» (1918) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Киевский художник Н.Ф.Слипченко в 1986 году выгравировал на линолеуме экслибрис «Из Есенинианы Д.И.Кирилишина», предназначался он для домашней библиотеки харьковского инженера-строителя Д.И.Кирилишина. На нём изображена женщина в шушуне за околицей села на фоне зимнего пейзажа. Невольно на память приходят есенинские строки из стихотворения «Письмо матери» (1924):

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Портрет Сергея Есенина украшает экслибрис рабочего-металлурга и библиофила из украинского города Коммунарска С.А.Романенко. Эту графическую миниатюру нарисовал сочинец М.А.Паньков, на ней изображён молодой Сергей Есенин в косоворотке на фоне ночного неба, за его спиной виден женский портрет в декоративной раме. Дополняют композицию книжного знака ветви берёзы. На книжном знаке художника из Серпухова А.И.Ванеева для московского журналиста Н.И.Болотникова нарисован портрет Сергея Есенина на фоне берёзы и месяца. Этот экслибрис выполнен в технике рисунка и отпечатан с цинкографского клише, дата его создания 1976 год. Каргопольский график из Архангельской области  Г.А.Кулишов выгравировал экслибрис для домашней библиотеки Г.И.Игнатова  «Есениниана Г.И.» (1985), на нём изображён Сергей Есенин на фоне полевых цветов и лошади с жеребёнком в поле. Крестьянская тема всегда занимала одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 года, «по-своему, с крестьянским уклоном». Есенин понимал обречённость деревни под натиском города, но сердце поэта оставалось на милых его сердцу нивах. Он писал в стихотворении «Хулиган» (1920):

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Есенин видел трагедию прогресса общества и техники в том, что нарушалась извечная связь человека с природой и жизнь крестьянина подчинялась не естественному, а извне заданному порядку и ритму. Симпатии поэта целиком лежат на стороне старой деревни, а образ жеребенка куда привлекательнее, чем «мрачный железный гость» — паровоз. Об этом он пишет в «Сорокоусте», создав символизирующий эту трагедию образ жеребенка, безуспешно пытающегося догнать поезд.  Одним из книжных знаков, которые украшали книги домашней библиотеки вильнюсского коллекционера и инженера-полиграфиста И.И.Шапиро, был экслибрис кисловодского художника В.И.Митина. На этой линогравюре художник дал портрет Сергея Есенина на фоне розы, свитка и кристаллов. Работник ленинградского книготорга Ю.В.Васильев на своих книгах имел несколько экслибрисов, один из них выгравировал сочинский график М.А.Паньков, на нём воспроизведён известный портрет поэта с трубкой (1919 года). За спиной поэта видна Ростральная колонна у здания бывшей Биржи на Стрелке Васильевского острова работы архитектора Тома де Томона, а также роза и раскрытые книги.

Харьковский график  Н.С.Неймеш выполнил в гравюре на линолеуме книжный знак для земляка и коллеги по художественному цеху А.С.Литвинова. На этой графической миниатюре приведены есенинские строки «В темноте мне кажется — обнимаю милую» и начертано «Есениниана». На экслибрисе изображены парящие в воздухе при свете луны мужчина и женщина. Есенинские строки приведены из стихотворения поэта «Песня» (1925):

Есть одна хорошая песня у соловушки —
Песня панихидная по моей головушке.
Цвела — забубенная, росла — ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.
Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени.
Как случилось-сталось, сам не понимаю.
Ночью жесткую подушку к сердцу прижимаю.
Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.
В темноте мне кажется — обнимаю милую.
За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю — милая никогда не встретится.
Эх, любовь-калинушка, кровь — заря вишневая,
Как гитара старая и как песня новая.
С теми же улыбками, радостью и муками,
Что певалось дедами, то поется внуками.
Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха —
Все равно любимая отцветет черемухой.
Я отцвел, не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли?
В молодости нравился, а теперь оставили.
Потому хорошая песня у соловушки,
Песня панихидная по моей головушке.
Цвела — забубенная, была — ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

В целом, стихотворение «Песня» отражает мир поэта, его сомнения в правильности пройденного пути, любовь к природе и печаль о прошлом и будущем. Поэт видит, что «промотал молодость», но уверен, что иной жизни для него нет. Оригинальный книжный знак выполнил в технике ксилографии омский график И.И.Желиостов для И.А.Синеокого, на нём изображены в ладонях миниатюрные раскрытые книжечки, на одной из них виден силуэтный портрет Сергея Есенина. Литературоведы спорят, кто больше всего повлиял на Есенина, называются фамилии Пушкина, Блока, Кольцова, Белого или даже Маяковского. О каких либо существенных влияниях на Есенина говорить не приходится. Он сам себя нашёл очень рано, о чем говорят его ранние стихи, написанные в 14-15 лет, он всегда сохранял своеобразие своего поэтического стиля. Поэтическая и социально-психологическая природа Есенина не имела ничего общего с этими поэтами, она требовала для своего художественного выражения особый поэтический язык и особые поэтические средства. Со временем он по-разному относился к российским поэтам, но о Пушкине он в анкете журнала «Книга о книгах» в 1924 году высказался вполне определённо — «Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу… Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки». Прошло 90 лет, когда были произнесены Сергеем Есениным эти слова, о нём самом можно с уверенностью сказать, что всё это время идёт осознание есенинской словесной походки, в том числе и в искусстве отечественного книжного знака.

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий